Специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» и Госюрбюро проведены совместные приёмы граждан, приуроченные к Всемирному дню прав потребителей

28 марта 2024
Специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» и Госюрбюро проведены совместные приёмы граждан, приуроченные к Всемирному дню прав потребителей

Во исполнение Плана действий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по подготовке к Всемирному дню прав потребителей 15 марта 2024 г. в населенных пунктах Пермского края состоялись совместные приемы граждан специалистами Консультационного центра и консультационных пунктов по вопросам защиты прав потребителей федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» (далее – Консультационный центр, консультационные пункты) и сотрудниками государственного казенного учреждения «Государственное юридическое бюро Пермского края» (далее – Госюрбюро).

В течении февраля-марта 2024 года проведено 7 выездных приемов граждан в городах Пермского края: Перми, Березниках, Кудымкаре, Чайковском, Чусовом.
По вопросам защиты прав потребителей было оказано 33 консультации.

Значительная часть обращений касалась правомочий потребителя при обнаружении недостатков, обнаруженных в одежде и обуви. Гражданам были разъяснены положения ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) – в частности, различия между терминами «проверка качества», «экспертиза», «гарантийный ремонт»; указано на то, что в пределах гарантийного срока проведение экспертизы в независимой организации является обязанностью продавца.
Актуальным остаются вопросы трактовки положений ст. 25 Закона о защите прав потребителей. В частности, граждане высказывают распространённое заблуждение о том, что потребитель имеет право вернуть в магазин любой товар надлежащего качества без объяснения причин. Обратившемся было разъяснено, что в соответствии с указанной статьей первоначальное требование должно быть связано с обменом непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней (не считая дня покупки) на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (при отсутствии ограничений, указанных в п. 1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей). И только в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы.

В связи с развитием дистанционных способов продажи товаров всё более распространённой становятся ситуации, когда заказанный и оплаченный в интернет-магазине товар не был доставлен в срок. Гражданам были разъяснены положения ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей. Если договор купли-продажи предусматривает обязанность потребителя предварительно оплатить товар, то в нем должен быть указан и срок передачи товара потребителю. А если товар не передан в срок, то потребитель вправе потребовать передачу оплаченного товара в установленный им новый срок или возврата суммы предварительной оплаты товара. При этом, потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара. В случае нарушения установленного срока продавец должен уплатить потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 0,5 процента суммы предварительной оплаты товара. Вместе с тем, вышеперечисленные требования потребителя не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

Дополнительно к положениям Закона о защите прав потребителей было разъяснено, что до подачи официальной претензии продавцу многие интернет-площадки (маркетплейсы, агрегаторы) предоставляют возможность разрешения подобных споров через специальные сервисы (электронная почта, чаты поддержки и т.д.).

Также всем обратившимся разъяснен досудебный порядок разрешения конфликтных ситуаций посредством подготовки и вручения претензий продавцам/исполнителям и порядок обращения в судебные и надзорные органы за защитой своих прав.
После консультирования граждан специалисты Консультационного центра (консультационных пунктов) провели беседы с работниками Госюрбюро. Обсуждался опыт консультирования различных категорий граждан, методики разрешения конфликтов, актуальные изменения нормативно-правовых актов и судебной практики.

Совместное консультирование проводится регулярно в рамках соглашения о сотрудничестве между ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» и ГКУ «Государственное юридическое бюро Пермского края». Объявления о предстоящих мероприятиях размещаются на соответствующих интернет-ресурсах - https://www.59fbuz.ru и https://pravovsem59.ru
зпп фбуз.jpg
Вернуться к списку