Роспотребнадзор защищает права потребителей. Итоги работы за 2019 год

12 февраля 2020

В 2019 году Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю (далее – Управление) рассмотрено более 4,5 тысяч письменных обращений, что на 22 % больше, чем в 2018 г. (3,7 тыс. обращений), из них 63% обращений на нарушения прав потребителей в сфере оказания услуг и 37% – на нарушения в сфере розничной торговли.

Как и в предыдущий год, основная доля обращений в сфере услуг приходится на жилищно-коммунальные услуги - 40 %; 14% - услуги на финансовом рынке; 10 % - бытовое обслуживание населения; 8% - услуги связи; 5% - медицинские услуги; 4% - транспортные услуги; 19 % - различные виды услуг на потребительском рынке.

Наибольшая динамика роста жалоб отмечена в сфере финансовых услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями и услуг общественного питания, в 2 раза увеличилось число обращений на нарушения с использованием дистанционных каналов.

Почти 70 % обращений требовали разъяснения законодательства и механизмов защиты нарушенных прав, 20 % обращений направлены по подведомственности. По 10 % обращений были назначены внеплановые проверки, контрольные закупки и административные расследования, в 80 % которых нарушения прав потребителей подтвердились. По результатам рассмотрения обращений выявлено более 2,9 тысяч нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей, привлечено к административной ответственности 1070 лиц, вынесено 945 постановлений о назначении административных наказаний в виде предупреждений и штрафов на сумму более 7,3 млн. рублей.

В течение года консультации по вопросам защиты прав потребителей оказаны более 9,9 тысяч человек, в 1,5 раза больше, чем в 2018г. (6,8 тыс.). Проведено 72 телефонных «горячих» линий на 15 актуальным вопросам защиты прав потребителей, проконсультировано 543 человека.

В 2019 году Управлением заключено Соглашение о взаимодействии с Пермским краевым многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) по приему обращений граждан.

Теперь граждане, столкнувшись с нарушениями прав потребителей, могут подавать обращения в Управление через ближайшие МФЦ или получить консультацию специалиста по средствам видеосвязи. Это обеспечит жителям, особенно проживающим в отдаленных районах края, еще один открытый и доступный способ подачи обращения в Управление для разрешения сложившихся ситуаций.

Напоминаем, что с целью реализации прав потребителей на получение консультационной помощи, по электронному адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru функционирует Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП), созданный в 2016 году Роспотребнадзором по поручению Правительства Российской Федерации.

На портале размещена актуальная информация по вопросам защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг), в том числе информация о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов, а так же нормативная база по защите прав потребителей, включая международные и региональные правовые акты.

На сайте размещены формы претензий к продавцам (изготовителям), исполнителям услуг, образцы исковых заявлений, необходимых для грамотного отстаивания своей позиции в суде. Потребители могут ознакомиться с многочисленными памятками (например: «Выбираем детское кресло для автомобиля», «Если продавец не доставил товар, приобретенный и оплаченный в Интернет-магазине», «Пошаговая инструкция безопасных покупок в Интернете») и обучающими видеороликами.

Государственный информационный ресурс состоит  из 10 разделов:

«Справочник потребителя» содержит различную справочную информацию (памятки, брошюры, видеоролики, образцы претензионных и исковых заявлений в области защиты прав потребителей).

В разделе «Советы по здоровому питанию» размещена информация о формировании здорового рациона.

В разделе «Нормативные правовые акты» размещаются нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения потребителей в различных областях потребительского рынка (ЖКХ, торговли, бытовых услуг, транспорта, долевого строительства и других сфер деятельности). Информация размещается по мере принятия и вступления в силу федеральных и региональных нормативных правовых актов.

«Информационно-аналитические материалы» включают данные статистического наблюдения в сфере защиты прав потребителей,ежегодные Государственные доклады «Защита прав потребителей в Российской Федерации», а также материалы по приоритетным направлениям деятельности Управления в сфере защиты прав потребителей (финансовых услуг, услуг связи, ЖКХ, торговли, иные услуги).

В разделе «Органы и организации в сфере защиты прав потребителей» в открытом доступе опубликована информация по всем органам и организациям Роспотребнадзора, а также общественным объединениям по защите прав потребителей, оказывающим консультативную и информационную поддержку. 

«Результаты проверок» содержат интерактивную ссылку на сайт «Единый реестр проверок», где размещены результаты планового и внепланового контроля за хозяйствующими субъектами.

Большой популярностью пользуется раздел «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям», в котором территориальными органами Роспотребнадзора публикуются сведения о фактах нарушения требований технических регламентов в отношении продукции, в том числе о наименовании продукции, дате производства, производителе, показателям несоответствия и регионам, в котором выявлена указанная продукция.

В разделе «Судебная практика» размещаются материалы судебной практики по защите прав потребителей, включающие судебные акты, принятые по результатам рассмотрения дел о защите прав потребителей с участием специалистов Управления и его территориальных отделов, выступающие в качестве истца в защиту неопределенного круга лиц и конкретных потребителей (группы потребителей), либо органа, дающего в порядке статьи 47 ГПК Российской Федерации заключение по делу, в целях защиты прав потребителей.

Модуль «Новости» содержит материалы (пресс-релизы) о работе Управлений в сфере защиты прав потребителей.

Вернуться к списку