Особенности оказания услуг такси

8 апреля 2019

Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем соответствующего разрешения, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения (Федеральный закон от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в           отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем (потребителем) непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя (п.102 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112) (далее-Правила).

При этом на основании п.103 Правил заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.

Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации и сообщить номер принятого к исполнению заказа фрахтователю (потребителю).

По прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик сообщает фрахтователю местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси (п.107Правил).

Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту (109 Правил).

Оплата услуг

Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси (п.110 Правил).

Документы, подтверждающие оплату, выдаются потребителю

Согласно пункту 111 Правил таксист обязан выдать кассовый чек либо квитанцию в форме бланка строгой отчетности. Форма квитанции утверждена Приложением № 5 к Правилам. В частности, в бланке должны быть указаны: наименование, серия и номер квитанции, ФИО заказчика такси, дата выдачи квитанции, стоимость поездки и другое.

Невыдача отребителю кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности является правонарушением. Статья11.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает за это штрафы: для водителя - в размере одной тысячи рублей, для должностных лиц - десять тысяч рублей, для юридических лиц (таксомоторных фирм) - тридцать тысяч рублей.

 Защита прав пассажиров, пользующихся услугами легкового такси

Договор фрахтования является разновидностью договора оказания услуг, поэтому правоотношения в этой области регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

Исполнитель (фрахтовщик) обязан оказать услугу в надлежащие сроки и надлежащего качества. Если в договоре фрахтования нет пункта о качестве оказываемых услуг, перевозчик обязан оказать услугу, соответствующую требованиям, обычно предъявляемым к услугам такого рода.

Пассажир, которого не устроило качество перевозки, вправе предъявить требования в соответствии со ст. 29 Закона и по своему выбору потребовать: устранения недостатков услуги в процессе поездки; уменьшения цены услуги после обнаружения в ней недостатков или прибытия в пункт назначения; возмещения расходов, понесенных в процессе перевозки, по устранению недостатков услуги своими силами или третьими лицами. Также пассажир вправе потребовать возмещения убытков, понесенных им вследствие оказания перевозчиком услуги ненадлежащего качества.

Кроме того, потребитель имеет  право на безопасность оказываемой услуги (ст. 7 Закона) в соответствии с которой если при перевозке пассажира был причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, исполнитель будет нести имущественную ответственность (ст. 14 Закона); право  на информацию об исполнителе и оказываемой услуге (ст. 8-10 Закона), право на оказание услуги в указанные сроки (ст. 27, 28 Закона).

Претензионный порядок урегулирования спора обязателен

Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы.

Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров и багажа, предъявляются перевозчикам в письменном виде по месту их нахождения.

К претензии прилагаются  документы, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии, или их копии, заверенные в установленном порядке:

Перевозчики (фрахтовщики) обязаны рассмотреть предъявленные им претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии (ст.40 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного  транспорта и городского наземного электрического транспорта») (далее-ФЗ  № 259-ФЗ).

В случае неудовлетворения претензии, порядок предъявления искового заявления к перевозчикам, вытекающего из договоров перевозки, предъявляется в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия (ст. 30 ГПК РФ).

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров фрахтования, составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска (ст.42 ФЗ  № 259-ФЗ);

Обращаем внимание потребителей, что если услугу по перевозке осуществляет физическое лицо без заключения договора, без предоставления кассовых чеков или других документов, подтверждающих как факт оплаты, так и данные о личности лица, предлагающего услуги, и не уделив при этом должного внимания, установлению информации об исполнителе потребитель лишает себя права на защиту в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. В таких случаях вернуть уплаченные за услугу перевозки ненадлежащего качества денежные средства практически невозможно.

Вернуться к списку