НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В РОЗНИЦУ

13 Января 2021

С 1 января 2021 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила).
 
Напомним, с 01.01.2021 г. отменено ранее действующее Постановление от 19.01.1998 г. №55, регламентирующее порядок продажи отдельных видов товаров, а также утверждающее вышеуказанные перечни товаров. Кроме этого, ряд ранее действующих правил, регулирующих стационарную розничную торговлю, продажу товаров по образцам и дистанционным способом, комиссионную торговлю, также утратил силу.
 
В обновленном документе сохранены ранее действующие нормы, закрепляющие ключевые права потребителей и обязанности продавцов относительно доведения информации о товаре; выдачи (направления в электронном виде) кассового или товарного чека; контрольного взвешивания или измерения товаров, отпускаемых за единицу измерения товара (вес – масса нетто, длина и др.); размещение текста Правил в наглядной и доступной форме по месту обслуживания потребителей.
 
При этом новые Правила содержат и ряд полезных новелл, продиктованных практикой применения ранее действующих правил, которые должны сократить количество жалоб потребителей на действия недобросовестных продавцов. Так, в Правилах появилась прямая обязанность продавца в случае поступления претензии потребителя направить ему ответ в отношении заявленных требований (п. 5 Правил).
 
Непосредственно на торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства РФ и международных договоров РФ. Таким образом, любой потребитель, ссылаясь на данную норму (п. 2 Правил), вправе зафиксировать, например, при помощи камеры мобильного телефона те нарушения, с которыми столкнулся в торговой точке.
 
При покупке товаров в интернет-магазинах теперь предусмотрено новое правило (п.14 Правил), согласно которому продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи после получения сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи. Такое подтверждение должно содержать номер заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях.
 
При доставке товара, приобретенного дистанционно, он передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя – любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа. Таким образом, родственникам или совместно проживающим с потребителем лицам не требуется предъявление доверенности, паспорта или иных документов. Однако договором могут быть предусмотрены более строгие правила (например, при доставке дорогостоящих товаров). 

Новые Правила допускают, что расходы на возврат товара надлежащего качества не всегда несет потребитель, так как договором могут быть установлены ситуации, когда потребитель освобожден от оплаты доставки товара продавцу. При этом возврат некачественного товара всегда производится за счет продавца.

Ряд новелл касается продажи товаров с использованием автоматов. В частности, продавец, предлагая такой способ, обязан довести до сведения потребителя следующую информацию:

  • наименование (фирменное наименование) продавца, его основной государственный регистрационный номер, его место нахождения и адрес, режим работы, его номер телефона и адрес электронной почты;

  • правила пользования автоматом для заключения договора розничной купли-продажи;

  • порядок возврата суммы, уплаченной за товар, если товар не предоставлен потребителю.

Правила также содержат отдельные нормы, регулирующие особенности продажи продовольственных товаров, технически сложных товаров бытового назначения, автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, животных, растений и ряда иных видов товаров. 

ВНИМАНИЕ! Если при покупке товаров (технически сложных, бытового назначения, текстиля, трикотажа, меха, обуви, швейных товаров, животных, растений, мебели) кассовый, электронный чеки или иной документ, подтверждающий оплату таких товаров, не содержат наименование товара, артикул и (или) модель, сорт (при наличии), то покупателю необходимо потребовать у продавца оформления товарного чека, в котором будет конкретизирована эта информация.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ

Владельцы автотранспорта, желающие уточнить происхождение и производителя топлива на АЗС, теперь могут ссылаться на п. 71 Правил. В соответствии с ним при реализации автомобильного топлива продавец обязан по требованию потребителя представить заверенную собственником автозаправочной станции или лицом, эксплуатирующим автозаправочную станцию, копию документа о качестве (паспорт), в том числе с указанием наименования изготовителя, наименования нефтебазы и фактического адреса, с которой произведена отгрузка топлива непосредственно на автозаправочную станцию, где осуществляется реализация топлива по документу о качестве (паспорту), а также размера паспортизированной партии топлива и даты отгрузки.

Согласно п. 73 новых Правил контроль (надзор) за их соблюдением осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор и его территориальные управления).

Вернуться к списку