Информационная нагрузка ребенка

6 февраля 2019

Быть современным родителем очень непросто. Ведь каждому хочется обеспечить своим детям достойную и интересную жизнь. А уровень жизни напрямую связан с уровнем образования. Современные школы требуют, чтобы дети уже к моменту поступления обладали достаточно высоким уровнем знаний, навыков и умений. В прессе и средствах массовой информации, рекламных проспектах предлагают все новые и новые товары для развития детей. Появилось множество детских клубов, образовательных центров различной направленности. На детей, практически с года, обрушивается огромный информационный поток и психологи, психоневрологи, все чаще сталкиваются с детьми информационно перегруженными. У многих современных родителей происходит подмена понятия развитие ребенка  (т.е. формирование интеллектуальных способностей) понятием информированность, когда ребенок окружен непрерывным потоком информации.

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными. На что нужно обратить внимание?

Как понять развивается ваш ребенок нормально или он перегружен?

У каждого человека есть природная защита от перегрузок. Есть такая защита и у ребенка. Ее чаще всего принимают за лень, отсутствие внимания и усидчивости. Родителям стоит обратить внимание на выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками. У детей развиваются неврозы: дети грызут все, что им попадает в рот — руки, карандаши  и т.д.

Об информационной перегрузке также свидетельствуют нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, "мертвый"; проблемы с засыпанием).

Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания "все надоело, устал" и т.п. Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок. У некоторых "младшеклассников" переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение - следствие нервного перевозбуждения. Крайние проявления со стороны нервной системы - такие нарушения, как энурез, тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше.

Как сделать нагрузку разумной?

Следствие перегрузок - не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки ("не справляюсь - значит, неспособный"). Важно пройти обследование и курс лечения у педиатра или детского невропатолога (решается в каждом конкретном случае). Следующий момент - определение оптимального режима дня конкретно для вашего ребенка, учитывая особенности биоритмов, уровень работоспособности в разное время суток и другие моменты. Могут понадобиться рекомендации и медиков и психологов. Тогда нагрузки станут посильными, и школьник сможет реализовать свой природный потенциал.

И еще. В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это и будет лучшей профилактикой школьных перегрузок.

Вернуться к списку