Возврат и обмен лекарственных средств

11 февраля 2019

Возможно многие сталкивались с проблемами возврата или обмена купленных в аптеке лекарственных средств, а если не сталкивались лично, то наверняка слышали о подобных проблемах от родственников или знакомых. И как показывает практика, аптеки чрезвычайно редко идут на встречу клиенту в вопросах возврата денежных средств. В большей части случаев у аптечных учреждений действительно есть юридические основания для отказа от возврата или обмена. Иногда таких оснований нет, но людям все равно отказывают, пользуясь их незнанием действующего законодательства в отношении оборота лекарств.                                                                         

Итак, что делать, если вы столкнулись с подобной проблемой? Прежде всего, следует определиться с тем надлежащего качества товар или нет.    Прямого определения понятия «ненадлежащее качество» в законе "О защите прав потребителей" нет. Однако приводятся формулировки таких понятий, как «недостаток» и «существенный недостаток».                         

Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;                     

Существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.                                                                                             

Таким образом, подразумевается, что Товар ненадлежащего качества – это товар, имеющий «недостаток» или «существенный недостаток».

Наиболее распространенные недостатки лекарств:

  • истекший срок годности
  • любые дефекты маркировки (отсутствие срока годности/серии или невозможность их точного установления; несоответствие срока годности/серии указанных на первичной (например туба) и вторичной (картонная пачка) упаковках)
  • отсутствие инструкции по применению данного препарата (бывает обнаруживается другая инструкция)
  • любые отклонения препарата от описания, приведенного в инструкции (цвет, консистенция, прозрачность, форма, размер, механические включения, осадок и т.д.)

  • любой брак первичной (скол на флаконе или ампуле, нарушение герметичности, отсутствие крышки или пробки и т.д.) или вторичной (мятая или порванная картонная пачка, некачественная полиграфия и т.д.) упаковок.                                                                           

Помните, любые недостатки лекарственных средств являются существенными и служат основанием для замены препарата или возврата денежных средств по усмотрению покупателя.                                                                                                      

Например, обнаружение таких недостатков как несовпадение сроков годности или серий между первичной и вторичной упаковками служит уже основанием для изъятия всей партии (или партий) данного лекарственного средства из продажи и сулит предприятию-изготовителю очень большие неприятности.                                                      Лекарственные препараты до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре, и его изготовителе (поставщике).                                                                  

Продажа препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утвержденному Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.                                                                                                     

При отпуске лекарственных препаратов уполномоченный сотрудник аптечной организации информирует покупателя о правилах приема лекарственных препаратах: режиме приема, разовой и суточной дозе, способе приема, правилах хранения и др.; обращает внимание покупателя на необходимость внимательно ознакомиться с информацией о препарате. Ответы сотрудника должны быть профессиональными, грамотными, с соблюдением требований этики.                

При отпуске препаратов допускается нарушение вторичной упаковки с указанием при этом серии и срока годности препарата на упаковке с предоставлением необходимой информации. Не допускается нарушение первичной упаковки препарата.                     

Лекарственные препараты на витринах размещаются отдельно: препараты для внутреннего употребления и наружного применения. Внутри групп препараты располагаются по фармакотерапевтическим свойствам.                                                                                              

Совет потребителю! Будьте внимательны при выборе лекарственных препаратов, так как препараты НАДЛЕЖАЩЕГО качества не подлежат возврату или обмену на аналогичный или иной товар.

Вернуться к списку