С 30 октября в КоАП РФ предусмотрено наказание за навязывание товаров (работ, услуг) и нерассмотрение предпринимателями претензий потребителей

10 ноября 2023
С 30 октября в КоАП РФ предусмотрено наказание за навязывание товаров (работ, услуг) и нерассмотрение предпринимателями претензий потребителей

С 30 октября 2023 г. вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ). Они предусматривают 2 новых состава нарушений. Первый касается навязывания дополнительных товаров, работ или услуг за отдельную плату (ч. 2.1 ст. 14.8 КоАП РФ), а второй – необоснованного отказа рассматривать требования о нарушении прав потребителя. Рассмотрим изменения подробнее (ч. 4.1. ст. 14.8 КоАП РФ).

1. Навязывание дополнительных товаров, работ или услуг

Данное нововведение направлено на защиту потребителей, не обладающих широким кругозором в правовых вопросах от заключения договоров, в которых они объективно не нуждаются под давлением представителей предпринимателей (организаций).

 В ст. 14 КоАП РФ вводится пункт 2.1. Должностных лиц будут штрафовать на сумму от 2 000 до 4 000 руб., а компании – от 20 тыс. до 40 тыс. руб. в ситуациях, когда вопреки закону:
  1. до заключения договора потребителю сообщают, что для покупки основных товаров, работ либо услуг нужно приобрести дополнительные или заключить иные соглашения;
  2. в договоре покупка основных товаров, работ либо услуг обусловлена обязательным приобретением дополнительных.
Новшество не будут применять в случае, когда доп.услуги навязывают при заключении договоров обязательного страхования. Для этого предусмотрена отдельная статья - 15.34.1. «Необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования».

2. Необоснованный отказ рассматривать требования об ущемлении прав

Данное нововведение направлено на стимулирование предпринимателей и организаций вступать в диалог с потребителем, не игнорировать его требования, своевременно направлять ответы на претензии с разъяснением своей позиции и стараться урегулировать конфликт в досудебном порядке.
Потребители часто сталкиваются с ситуацией, когда претензии, направленные в адрес продавцов и исполнителей, остаются не полученными, а если и получены, то оставлены без ответа. Зачастую сотрудники организаций уклоняются от принятия претензий и заявлений, которые потребители приносят в офис или торговую точку.

За такой отказ должностное лицо заплатит от 15 тыс. до 30 тыс. руб., а компания – от 100 тыс. до 300 тыс. руб. То же грозит за уклонение от рассмотрения в законном порядке претензий о нарушении прав потребителя.

Вышеописанные изменения призваны мотивировать представителей предпринимательского сообщества более внимательно относиться к соблюдению прав и учёту законных интересов потребителей.

Для получения консультации по вопросам, возникающим между потребителем и продавцом товаров, Вы можете обратиться в Консультационный центр для потребителей по телефону (342) 236-43-19, либо на личном приеме по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 50а, каб. 209, а также по электронной почте legal-cgie@mail.ru.
Вернуться к списку