Что делать, если в квартире перегорели электроприборы?

10 января 2020

Зачастую причиной выхода бытовых электроприборов из строя является перепад напряжения в электросети.

Согласно п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее – Правила № 354) исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг электроснабжения, отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Согласно п. 149 Правил № 354 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за:

а) нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг;

б) вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие не предоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах;

в) убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с настоящими Правилами;

г) моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, подлежит возмещению в течение 10 лет со дня предоставления такой услуги. При этом требования, предъявленные по истечении 3 лет со дня возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска.

Согласно п.31 Правил № 354 в обязанности исполнителя услуг (ресурсоснабжающей организации, управляющей компании, ТСЖ и ЖСК) входит прием сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организация и проведение проверки такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя.

Проверка факта нарушения качества коммунальной услуги назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время (п.108 Правил № 354).

По окончании проверки составляется акт проверки (п.109 Правил № 354).

Таким образом, если бытовые электроприборы вышли из строя вследствие перепада напряжения в электросети, необходимо незамедлительно сообщить об этом, лучше в письменной форме, лицу, предоставляющему коммунальные услуги электроснабжения и лицу, обслуживающему внутридомовые электросети.

В случае уклонения ответственного за качество электроснабжения лица, от проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги с составлением соответствующего акта, акт составляется потребителем и подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.

Приложив акт проверки качества предоставленной коммунальной услуги электроснабжения и документы, подтверждающие размер понесённых убытков (квитанции, чеки сервисных центров по ремонту и обслуживанию бытовых электроприборов) потребителю следует обратиться с заявлением к лицу, ответственному за качество предоставления коммунальной услуги электроснабжения, о возмещении понесённых убытков, компенсации материального и морального вреда, причинённых в следствие нарушения прав потребителя на предоставление качественной коммунальной услуги.

В случае неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке,  следует обратиться в суд в порядке ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Вернуться к списку