Что нужно знать при подготовке ребенка к школе. Ранцы, портфели

На современном этапе актуальной проблемой здоровья у детей является формирование и сохранение красивой фигуры и правильной осанки тела. В связи с чем, важным аспектом является выбор ранца или ученического портфеля, соответствующего требованиям.

Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) регламентируются размеры, вес, конструкция, показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов, из которых изготовлены ученические портфели и ранцы.

При выборе ранца или ученического портфеля следует обратить внимание на следующие критерии:

1. Маркировка ученических ранцев и портфелей и рюкзаков должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации, она наносится на изделие, этикетку, товарный ярлык, или листок-вкладыш. Маркировка должна содержать следующую  обязательную информацию:

- наименование изделия, его назначение;

- возраст пользователя;

-наименование страны, где изготовлена продукция;

-наименование и местонахождение изготовителя;

-дата изготовления (месяц, год);

-единый знак обращения на рынке;

Дополнительно на маркировке могут указываться:

-срок службы продукции;

-гарантийный срок службы;

-товарный знак.

2. Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий. Для обучающихся начальных классов вес должен составлять не более 700 грамм, для обучающихся средних и старших классов – не более 1000 грамм.

В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка.

3. Наличие у ранца для детей младшего школьного возраста формоустойчивой спинки, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса.

4. Размеры изделия. Для учащихся начальных классов, они должны быть следующими:

- длина (высота) – 300 – 360 мм,

- высота передней стенки – 220 – 260 мм,

- ширина – 60 – 100 мм,

- длина плечевого ремня – не менее 600 – 700 мм,

- ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400 - 450 мм) – не менее 35 – 40 мм.

Допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм.

5. Наличие деталей и (или) фурнитуры со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов.

6. В соответствии с требованиям ТР ТС 007/2011, безопасность материалов, из которых изготовлены ученические портфели и ранцы, подтверждается декларацией, которую продавец обязан предъявить по требованию покупателя.

Гигиенические требования к организации образовательного процесса и расписанию занятий

Для того, чтобы период обучения не отражался негативно на состоянии здоровья детей необходимо создание и соблюдение определенных гигиенических требований к организации образовательного процесса. Оптимальным возрастом начала школьного обучения является возраст не менее 7лет. В соответствии с законодательством зачисление в  первый класс возможно, если ребенок на период 1 сентября достиг возраста не менее 6 лет 6 месяцев.Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, рекомендуется проводить в условиях дошкольной организации.

Количество учащихся в классе определяется исходя нормы площади на одного школьника (не менее 2,5 -3,5 м2 в зависимости от формы обучения), соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях (расстояние от наружной стены до ряда столов не менее 50-70 см.; расстояние между рядами не менее 60 см.; от первых столов до классной доски не менее 2,4м.; от последнего стола до классной доски не более 8,6м.; самое удаленное от окон место не более 6м.).

Начало учебных  занятий не допускается  ранее 8 часов утра, в расписание не должно быть нулевых уроков.

Односменный режим занятий в соответствии с требованиями санитарного законодательства предусматривается в  учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Для организации обучения в 1-м классе предусмотрены дополнительные требования:

-  5-дневная учебная неделя и только в первую смену;

- "ступенчатый" режим обучения -  сентябрь, октябрь - по 3 урока в день по 35 минут каждый; ноябрь-декабрь - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - 4 урока в день по 40 минут каждый;

- рекомендуется проведение в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном  режиме обучения.

В течение учебной недели недельная образовательная нагрузка для всех учащихся распределяется равномерно, при этом предусматриваются отдельные расписания обязательных уроков и факультативных занятий, которые планируются в дни с наименьшей нагрузкой. Таким образом, общий объем нагрузки в течение дня не должен П физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

 - для обучающихся 5 - 7 классов - не более 7 уроков;

 - для обучающихся 8 - 11 классов - не более 8 уроков.

Умственная работоспособность обучающихся различна в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

В связи с этим при составлении расписания уроков учитывается  дневная и недельная умственная работоспособность обучающихся и шкала трудности учебных предметов.  Поэтому в расписании уроков должны чередоваться  различные по сложности предметы в течение дня и недели. Так для школьников начального звена основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередуются с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры. Для учащихся среднего и старшего звена предметы естественно-математического профиля чередуются с предметами гуманитарного профиля.

Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках также в середине учебной недели.

В расписании наиболее трудные предметы для школьников 1 классов предусматриваются  на 2 уроке, для  2 - 4 классов - 2 - 3 уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов - на 2 - 4 уроках. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа необходима организация питания обучающихся.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели в расписании предусматривается  облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, после 2 или 3 уроков предусматривается большая перемена - 20 - 30 минут (вместо одной большой перемены допускается устанавливать две перемены по 20 минут каждая после 2 и 3 уроков).

При 2-хсменных занятиях для проведения уборки, проветривания всех помещений устанавливается перерыв между сменами не менее 30 минут.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали  во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

Необходимо помнить, что учебные занятия в школе, приготовление домашних заданий сочетают в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки, как на отдельные органы и системы, так и на весь организм в целом. Для снятия локального и общего утомления должны предусматриваться перерывы в формате проведения физкультурных минуток.

Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (далее ФМ)

ФМ для улучшения мозгового кровообращения

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

ФМ для снятия утомления с туловища

Комплекс упражнений ФМ для обучающихся начального звена на занятиях с элементами письма

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

Организация питания в образовательных организациях Пермского края

Актуальность проблемы организации питания детского населения обусловлена высокими показателями заболеваемости, связанными с пищевым фактором. Болезни органов пищеварения у детей занимают лидирующие места в структуре общей заболеваемости.

Кроме того, питание в организованном детском коллективе обладает высоким эпидемиологическим риском возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В соответствии со ст. 37  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ответственность за организацию питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для приема пищи обучающимися.

В настоящее время в Пермском крае показателиохвата горячим питанием обучающихся в общеобразовательных организациях составляют: 96,8% учащихся начального звена, 89% учащихся среднего и старшего звена (РФ, 2018 г. – 97,3 % и 84,5 % соответственно).

Дошкольники получают горячее питание в 100% организаций, где дети находятся более 4 часов.

В Пермском крае сформирован реестр поставщиков услуги питания в детских организованных коллективах. Самостоятельно организуют питание 32% школ и 56% дошкольных организаций, в остальных случаях питание обеспечивается по договорам со сторонними организациями по системе аутсорсинга. 

В течение учебного года в Управление на согласование поступило 530 вновь разработанных либо откорректированных примерных меню, все меню согласованы.

В 2018-2019 учебном году Управлением проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении 124 дошкольных организаций, 164 школ, все проверки проведены с применением лабораторных методов контроля.

При проверках образовательных организаций исследовано 2622 пробы продовольственного сырья и готовой пищи по физико-химическим, микробиологическим и санитарно-химическим показателям. Не соответствовали  нормативам 28 проб (1,0%).

Нарушения нормативных требований, выявленные при проверках, выразились в несоблюдении санитарно-противоэпидемического режима на пищеблоках, в том числе: несоблюдение маркировки при использовании оборудования, нарушение правил мытья посуды, несвоевременная замена непригодного разделочного инвентаря и т.д.

За нарушения требований санитарного законодательства при организации питания в образовательных учреждениях составлено 613 протоколов об административном правонарушении, по результатам рассмотрения вынесены постановления о назначении административного штрафа на общую сумму 5 млн. 762 тыс. рублей.

По результатам анализа качества питания в образовательных организациях выявлены нарушения в выполнении норм питания по рыбе и творогу. Не выявлены нарушения ассортимента поставляемых продуктов, не соответствие фактического меню согласованному примерному, не зафиксированы случаи необоснованной замены блюд и снижения качества продуктов.

По результатам контрольно-надзорной деятельности Управлением в адрес Министерства образования и науки Пермского края направлены предложения по оптимизации системы организации питания, в том числе совершенствованию продовольственной логистики (отсутствие социальных оптовых продовольственных баз, значительное количество поставщиков, многоуровневая поставка продуктов питания).

Что нужно знать при подготовке ребенка к школе. Школьная форма

Школьная форма - это одежда второго слоя, имеющая ограниченный контакт с кожей: платья, блузки, брюки, юбки, костюмы, джемперы. Школьная  форма должна быть комфортной, удобной, не стеснять движения ребенка, соответствовать размеру, а также приятной для тела (не жесткой, не колючей) и соответствовать погоде.

Текстильные материалы для школьной формы  и готовые швейные изделия должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности и  нормируются по следующим показателям: гигроскопичность, т.е. способность впитывать влагу, воздухопроницаемость, содержание формальдегида, устойчивость к окраске, устойчивость окраски к стирке, поту и трению, напряженность электростатического поля, должно отсутствовать местное кожно-раздражающее действие.

Принятие решения по введению школьной формы, ее фасону, выбору ткани и т.д. на основании локальных актов (приказов, Уставов) школ возложено на родителей. Поэтому именно родители должны помнить, что использование для пошива школьной формы дешевых тканей, выбор красивых, но неудобных фасонов приводят к неблагоприятным последствиям – потливость, раздражение кожных покровов, вплоть до аллергических реакций, невротические состояния и как следствие – плохое усвоение материала.

При выборе фасона школьной формы, в первую очередь для первоклассников, необходимо помнить о том, что детям приходится переодеваться в короткий промежуток времени (на перемене) на уроки физической культуры. Поэтому лучше отдавать предпочтение легко снимающимся фасонам из маломнущихся тканей с минимальным количеством застегивающихся элементов (особенно расположенных на спине), либо с легко застегивающимися элементами.

Для пошива детской одежды, в том числе школьной формы должны использоваться ткани из натуральных волокон с высокими показателями воздухо- и влагопроницаемости с минимальным количеством выделяемых в воду химических веществ с высокой степенью устойчивости окраски, без химических запахов.

Все гигиенические показатели безопасности детской одежды отражены в Техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС 007/2011) «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Реализуемая на территории Российской Федерации одежда должна иметь маркировку на русском языке (для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием латинского алфавита). Маркировка должна быть достоверной,проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации, она наносится на изделие, этикетку, товарный ярлык, или листок-вкладыш.

Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:

  • наименование изделия, его назначение;
  • возраст пользователя;
  • наименование страны, где изготовлена продукция;
  • наименование и местонахождение изготовителя;
  • дата изготовления (месяц, год);
  • единый знак обращения на рынке;
  • вид и процентное содержание натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия;
  • размер изделия в соответствии с типовой размерной шкалой;
  • символы по уходу за изделием и (или) инструкции по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

Дополнительно на маркировке могут указываться:

  • срок службы продукции;
  • гарантийный срок службы;
  • товарный знак.

Школьная форма, если она сшита из правильных тканей, только положительно влияет на здоровье школьников и является здоровье сберегающим компонентом в образовательном  процессе.


ВНИМАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ: О рекомендациях по подготовке школьников к новому учебному году и распределении образовательной нагрузки

В преддверии нового учебного года специалисты Роспотребнадзора рекомендуют родителям при выборе школьной формы отдавать предпочтение одежде из натуральных тканей, проводить для учеников 2-4 классов не более пяти уроков в день и находиться за компьютером не более 20-30 минут.

Форма для учеников должна быть изготовлена из воздухопроницаемого материала, устойчивого к потере цвета. Она должна обеспечивать достаточную вентиляцию пододежного пространства, которая в приоритетном отношении зависит от материала, из которого сшита школьная форма. В этой связи приоритет отдается одежде для обучающихся преимущественно состоящей из натуральных материалов, так как именно такая одежда обладает хорошими гигиеническими свойствами.

Согласно Техническим регламентам Таможенного союза, одежда для детей и подростков должна соответствовать биологическим и химическим требованиям - гигроскопичности (поглощение водяных паров) и воздухопроницаемости ткани. Также материалы школьной формы должны быть устойчивы к потере цвета при воздействии влаги, стирке и сухом трении.

Данные требования определяются необходимостью соответствовать погоде, месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении, обеспечивать комфортный микроклимат пододежного пространства (температура, влажность, газовый состав и др.), хорошее самочувствие и работоспособность и направлены на реализацию основной задачи - сохранить здоровье обучающихся.

Несоответствие детской одежды вышеперечисленным требованиям может привести к простудным заболеваниям, а иногда и к проблемам с кожей. Научные исследования доказывают, что при содержании в пододежном пространстве более 0,07% углекислоты газообмен через кожу и самочувствие ребенка ухудшаются.

Также Роспотребнадзор отмечает необходимость равномерно распределять нагрузку для учащихся. Специалисты считают оптимальным проводить не более пяти уроков в день у учащихся 2-4 классов для сохранения трудоспособности. При этом, расписание должно составляться с учетом сложности предметов.

Образовательная недельная нагрузка должна равномерно распределяться в течение учебной недели в зависимости от класса (от 21 академического часа для 1-го класса до 37 академических часов для 10-11 классов), без учета времени на выполнение домашнего задания. Объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся первых классов - не должен превышать четырех уроков; для обучающихся 2-4 классов - не более пяти уроков.

Для школьников 5-6 классов оптимальным считается не более шести уроков, 7-11 классов - не более семи. При составлении расписания уроков рекомендуется учитывать дневную и недельную умственную работоспособность учеников, а также трудность предметов. Кроме того, четверг и пятница должны быть облегченными для предупреждения переутомления. При составлении расписания уроков чередуют различные по сложности предметы в течение дня и недели. Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы проводятся на 2 уроке; 2-4 классов - 2-3 уроках; для обучающихся 5-11 классов - на 2-4 уроках.

Отмечается также, что число часов, для освоения учебного плана, в совокупности не должно превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Роспотребнадзор напоминает, что за компьютером учащиеся старших классов могут находиться не более 35 минут, для первоклассников — 20 минут.

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2 классов - не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5-6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7-11 классов - 35 минут.

Согласно требованиям санитарных правил, непрерывное использование интерактивных досок на уроках не должно превышать пяти минут среди учащихся 1-4 классов и 10 минут в 5-11. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока.

Работу с гаджетами рекомендуется чередовать с другими видами деятельности - чтением или письмом. Для профилактики утомления также должна проводиться гимнастика для глаз.


ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: О рациональном режиме дня для учащихся и определении качества школьных ранцев

В преддверии нового учебного года Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотребнадзор) рекомендует соблюдать рациональный режим дня для учащихся и следить за весом и качеством школьных ранцев, рюкзаков и портфелей.

Для обеспечения максимально возможного сохранения здоровья и работоспособности обучающихся, посещающих общеобразовательную организацию, необходима рациональная организация режима дня. В нем должны предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся 2-3-х классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий. Кроме этого, для восстановления работоспособности после занятий и перед тем, как приступить к домашнему заданию, для школьника рекомендуется организовать отдых длительностью не менее 2 часов, при этом желательно основную часть этого времени провести на свежем воздухе.

Приступать к выполнению домашних заданий лучше с 15-16 часов дня. Также во время домашних занятий не стоит забывать о небольших перерывах и "физкультурных минутках". Школьникам во 2-м и 3-м классах необходимо тратить на выполнение домашнего задания не более 1,5 часов в день. Детям старшего возраста на подготовку уроков нужно выделять в 4-5 классах не более 2 часов, в 6-8 классах - 2,5 часов, в 9-11 классах – до 3,5 часов.

Также родителям следует помнить, что рюкзак с учебниками в 1-2 классе должен весить не более 2,2 кг. Для уменьшения нагрузки на ученика введены нормативы на вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей школьника в различных классах, который не должен превышать 1,5 кг для учащихся 1-2 классов. Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 г.

Для школьников 3 и 4-го класса вес портфеля вместе с учебниками и тетрадями не должен превышать 2 кг, для тех, кто учится в 5 или 6-м - 2,5 кг, 7-8-м - 3,5 кг, а для старшеклассников (9-11 классы) максимальный вес учебников может быть не более 4 кг.

Специалисты Роспотребнадзора отмечают, что вес ранца без учебников для учащихся средних и старших классов должен быть не более 1000 г. При этом он должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточно устойчивую форму, которая обеспечивает плотное прилегание рюкзака к спине ребенка и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.




ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: ДЕТИ В ШКОЛЕ

На прививку

В школьных стенах проводится вакцинация учащихся (при наличии лицензии на данный вид медицинской деятельности). Перед прививкой врач обязан осмотреть ребёнка, измерить температуру, уточнить дату последнего заболевания, наличие аллергии, каких-либо важных событий в жизни ученика, например, предстоящих соревнований или лечения в стационаре. И только после этого принять решение, в какие сроки проводить прививки.

Прививка проводится только с письменного согласия родителей. Отказ от вакцинации родители должны предоставить тоже в письменном виде. До прививки школьника и родителей предупредят о возможных побочных реакциях.

Профилактика

Лечение в школьных медицинских кабинетах не предусмотрено. Если ребёнок кашляет, чихает, жалуется на плохое самочувствие, боль в горле, руке, животе… – его нужно оставить дома, а не надеяться на помощь школьного врача. К тому же ваш ребёнок не должен подвергать других детей опасности заражения.

Дело школьных медработников – профилактика.

Они ведут с детьми просветительские беседы:

- зачем переобуваться в помещении,

- почему при чихании надо использовать одноразовый носовой платок,

- мыть руки не только перед едой и после посещения туалета, но и до него, так как для безопасного совершения туалета руки тоже должны быть чистыми,

- предупреждают о распространении инфекций и паразитов: к примеру, проверяют после каждых каникул детей на педикулез.

Во время эпидемии гриппа или ОРВИ медсестра каждый день пересчитывает заболевших. При превышении 20%-ного уровня заболеваемости директор школы, опираясь на постановление Главного санитарного врача РФ и предписание главного санитарного врача региона, объявляет карантин в от­дельном классе или во всей школе.

С учителем физкультуры школьный врач ( или фельдшер) формирует группы здоровья; с классным руководителем рассаживает учеников за партами в соответствии с санитарными требованиями.

В медкабинете школьник может получить справку об отсутствии контактов с больными детьми, о сделанных прививках, документы для лагеря, санатория, стационара, для спортивной секции…

Питание

Ежедневно медицинская сестра не только пробует еду на вкус в школьной столовой, но и оставляет суточную пробу для 2-суточного хранения на тот случай, если придётся разбираться: ученик отравился купленным на углу хот-догом или обедом в школе?

В соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822 н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях», в образовательных учреждениях отделение медицинской помощи обучающимся обязано осуществлять:

- участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;

- оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;

- направление обучающихся, при наличии медицинских показаний, в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний;

- организацию и проведение работы по иммунопрофилактике в образовательных организациях;

- организацию и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях;

- организацию и проведение ежегодных скрининг- обследований, периодических медицинских осмотров обучающихся;

- организацию профилактических медицинских осмотров обучающихся, анализ профилактических медицинских осмотров с целью контроля за состоянием здоровья несовершеннолетних и разработку рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся;

- организацию проведения медицинских осмотров несовершеннолетних перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам;

- подготовку предложений по медико-психологической адаптации несовершеннолетних к, процессам обучения и воспитания в образовательной организации, а также по коррекции нарушений адаптации обучающихся;

- работу по формированию групп несовершеннолетних повышенного медико-социального и биологического риска формирования расстройств здоровья для оптимальной организации процессов обучения и воспитания, оказания медицинской помощи, в том числе коррекции нарушений здоровья и развития;

- анализ состояния здоровья несовершеннолетних, подготовку предложений по приоритетам при разработке профилактических, коррекционных мероприятий, реализуемых в образовательных организациях;

- подготовку предложений и внедрение конкретных медико-социальных и психологических технологий сохранения, укрепления и восстановления здоровья несовершеннолетних в условиях образовательных организаций;

- взаимодействие с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинских организаций, психологом и педагогами образовательной организации по вопросам определения профессиональной пригодности несовершеннолетних;

- методическое обеспечение, совместно с психологами и педагогами образовательной организации, работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;

- участие в оздоровлении обучающихся в период отдыха и в оценке эффективности его проведения;

- организацию в условиях образовательной организации работы по коррекции нарушений здоровья несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации, ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и др.);

- участие в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в процессах обучения и воспитания;

- проведение санитарно-гигиенической просветительной работы среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики заболеваний несовершеннолетних и формирования здорового образа жизни;

- своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении;

- передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.

Также медицинский персонал общеобразовательного учреждения осуществляет повседневный контроль за соблюдением требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: Питьевой режим в школах

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Предъявляются требования к организации питьевого режима: В образовательных учреждениях должно быть Предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

Питьевой режим в образовательном учреждении может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в емкости.

Должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребыванияв образовательном учреждении.

Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков должны предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой должна быть не менее 10 см.

При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды образовательное учреждение должно быть обеспечено достаточным количеством чистой посуды (стеклянной, фаянсовой – в обеденном зале и одноразовых стаканчиков – в учебных и спальных помещениях), а также отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами — для сбора использованной посуды одноразового применения.

При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.

При отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте организация питьевого режима обучающихся осуществляется только с использованием воды, расфасованной в емкости, при условии организации контроля розлива питьевой воды.

Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения, должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.



    

Что нужно знать при подготовке ребенка к школе. Мебель, учебники

Мебель для школьника. Требования к ученической мебели регламентируются техническим регламентом Таможенного союза"О безопасности мебельной продукции" (ТР ТС 025/2012).Предпочтение необходимо отдавать мебели, регулируемой по высоте и наклону рабочей поверхности стола. Оптимальным цветом  мебели является цвет натуральной древесины. От мебели не должно исходить резких запахов. В наличии должны быть документы, подтверждающие ее безопасность и соответствие регламенту.

Мебель по размеру соответствует физиологическим показателям ребенка, если край стола при сидении ребенка находится на уровне мечевидного отростка грудины, согнутые в коленях под прямым  углом  ноги плотно стоят на полу (либо подставке),  спинка стула расположена не ниже углов лопаточных костей. Нужно помнить, что нельзя использовать сидения без спинки (табуреты, скамейки). Устанавливать мебель нужно с учетом левостороннего освещения.

Чтобы правильно выбрать мебель по росту ребенка, обратите внимание на наружные поверхности мебели  (в том числе для дошкольных учреждений и школ), куда наносится  цветовая маркировка в виде круга или горизонтальной полосы следующих цветов:

00 – черный - для группы роста детей до 850 мм;

0 – белый  - для группы роста детей 850-1000мм;

1 – оранжевый - для группы роста детей 1000-1150 мм;

2 – фиолетовый - для группы роста детей 1150-1300 мм;

3 – желтый - для группы роста детей 1300-1450 мм;

4 - красный- для группы роста детей 1450 -1600 мм;

5 - зеленый- для группы роста детей 1600-1750 мм;

6 - голубой- для группы роста детей выше1750 мм.

Мебель, используемая для детей, том числе в образовательных учреждениях, должна обеспечивать возможность проведения влажной дезинфекции ее поверхностей во избежание загрязнения микрофлорой, особенно патогенной. После проведения дезинфекции не должно быть видимых изменений поверхности, т.к. для изготовления детской мебели должны использоваться стойкие материалы.

Каждое изделие мебели должно иметь маркировку на русском языке. Торговое наименование продукции, поставляемой из стран, которые не входят в состав Таможенного союза и наименование фирмы изготовителя могут быть выполнены буквами латинского алфавита.

Для потребителя обязательно должна  предоставляться информация по мебельным изделиям в виде маркировки, инструкции по эксплуатации и инструкции по сборке, если мебель поставляется в разобранном виде:

Маркировка должна быть четкой и содержать:

  • наименование изделия мебели по эксплуатационному и функциональному назначению, обозначение изделия (цифровое, собственное, модель и тому подобное);
  • товарный знак (логотип) изготовителя (при наличии);
  • наименование страны изготовителя;
  • наименование и местонахождение изготовителя;
  • наименование, юридический и фактический адрес уполномоченного изготовителем лица, импортера;
  • дату изготовления;
  • гарантийный срок;
  • срок службы, установленный изготовителем;
  • единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного с Соответствие детской и ученической мебели, находящейся в обращении, действующему регламенту, в том числе по показателям безопасности, подтверждается обязательной сертификацией. По требованию потребителя продавец обязан предъявить сертификат соответствия на приобретаемую мебель.

Учебники. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) и  санитарные правила  «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования» (СанПиН 2.4.7.1166-02) регламентируют основные гигиенические требования к учебным изданиям - к качеству бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата, переплета, предъявляются требования к весу и шрифтовому оформлению с целью обеспечения удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся в целях снижения зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждения развития зрительного и общего утомления. Соответствие указанных показателей требованиям Технического регламента указываются на маркировке продукции.

Важно отметить, что особое внимание необходимо уделять качеству учебного издания для детей младшего школьного возраста, что связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора, адаптацией нервной системы к образовательному процессу, развитием у них навыка чтения.

Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам, но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения.

Требования к школьным учебникам касаются как веса, так и оформления книг. Появление множества обучающих программ привело к тому, что школьные учебники приобрели самые различные форматы и расцветки. Количество страниц в учебниках год от года растет, книги тяжелеют. При этом, максимальный вес учебника не должен превышать:

- 300 г для 1 - 4 классов;

- 400 г для 5 - 6 классов;

- 500 г для 7 - 9 классов;

- 600 г для 10 - 11 классов.

Подтверждение соответствия требованиям ТР ТС 007/2011, включая требования безопасности, всей издательской продукции, школьно - письменных принадлежностей оформляется в виде декларации. Как и вся продукция, предназначенная для детей, издательская продукция и школьно-письменные принадлежности должны иметь достоверную, хорошо читаемую маркировку, в которой наряду с данными об изготовителе, датам  изготовления и срокам реализации обязательно указывается возраст пользователя.