Вспышка лихорадки Эбола в Демократической Республике Конго, объявлена ЧС санитарно-эпидемиологического характера международного значения.

22 июля 2019

17 июля 2019 года по итогам совещания Чрезвычайного комитета Международных медико-санитарных правил ВОЗ по вопросу лихорадки Эбола (Комитет) Генеральный директор ВОЗ д-р Тедрос Адханом Гебрейесус объявил вспышку болезни, вызванной вирусом Эбола (БВВЭ) в Демократической Республике Конго (ДРК), чрезвычайной ситуацией санитарно-эпидемиологического характера, имеющей международное значение.

От Российской Федерации участие в заседании Комитета принял Роспотребнадзор.

В ходе заседания Комитета его члены обсудили текущую ситуацию с распространением лихорадки Эбола в ДРК, в том числе первый подтвержденный случай заболевания в Гоме - городе с населением почти два миллиона человек, расположенном на границе с Руандой.

Комитет выразил разочарование по поводу недостаточного финансирования, что сдерживает меры ответного реагирования на вспышку. Подчеркнута необходимость защиты средств к поддержанию нормальной жизнедеятельности населения, наиболее затронутого вспышкой, посредством сохранения транспортных маршрутов и границ открытыми. По мнению членов Комитета, важно избежать карательных экономических последствий в виде ограничений на поездки и торговлю, которые могут отразиться на социально-экономической ситуации в ДРК.

«Важно, чтобы мировое сообщество следовало этим рекомендациям. Также очень важно, чтобы государства не использовали ЧСЗМЗ в качестве предлога для введения ограничений на торговлю или поездки, что могло бы оказать негативное влияние на ответные действия и на жизнь и средства к существованию людей в регионе», - отметил председатель Комитета.

Также Комитет признал нехватку поставок вакцины rVSV ZEBOV GP, несмотря на похвальные усилия производителя по удвоению поставок к 2020 году, и рекомендовал ВОЗ совместно с государствами-членами и производителями немедленно принять все меры для увеличения поставок, включая рассмотрение возможности осуществления взаимодействия с подрядными производственными организациями (ППО) и трансфера технологий.

Комитет подчеркнул важность дальнейшей поддержки со стороны ВОЗ и других национальных и международных партнеров в целях эффективного осуществления и мониторинга этих рекомендаций.

Роспотребнадзор уже предложил помощь ДРК в реализации мер по борьбе с лихорадкой Эбола. В частности, в конце июня начале июля 2019 года группа специалистов и ученых Роспотребнадзора презентовала в ДРК разработанную уникальную российскую вакцину против лихорадки Эбола, которая значительно отличается от ныне применяемых аналогов высочайшей безопасностью, отсутствием побочных реакций, удобством хранения, транспортировки и применения, и, главное, дает защитный иммунитет против смертельно опасной инфекции.

Кроме того, в ходе визита Роспотребнадзор обсудил с конголезской стороной возможные меры содействия в виде усиления лабораторной сети по контролю лихорадки Эбола и других опасных инфекций, подготовке персонала в области эпидемиологии, вирусологии и биобезопасности, поставку российских диагностикумов.

Рассчитывать на позитивный вклад российской стороны в ликвидацию текущей вспышик в ДРК позволяет опыт работы ученых и специалистов Роспотребнадзора в ходе ликвидации вспышки лихорадки Эбола в Гвинее в 2014-2015 гг., содействия в борьбе с особо опасными инфекциями в Монголии, Вьетнаме, Мадагаскаре и других странах.

Как следствие объявления чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера, имеющей международное значения Комитет представил на рассмотрение Генеральному директору ВОЗ следующие рекомендации с тем, чтобы он мог выпустить их в виде Временных рекомендаций в соответствии с ММСП (2005 г.):

Для затронутых стран:

• Продолжать работу по повышению осведомленности, вовлеченности и участия населения (в том числе в пунктах въезда) среди групп населения, которым грозит риск, в частности, с целью выявления и учета культурных норм и верований, которые служат барьерами для их полного участия в ответных мерах.

• Продолжать трансграничный скрининг и скрининг на основных внутренних дорогах с тем, чтобы гарантировать отсутствие пропущенных контактных лиц и повысить качество скрининга за счет улучшения обмена информацией с группами, осуществляющими эпиднадзор.

• Продолжать взаимодействие и улучшать координацию с ООН и партнерами с целью уменьшения угроз в плане безопасности, снижения рисков для безопасности и создания благоприятных условий для операций системы общественного здравоохранения в качестве важной платформы для ускорения противоэпидемических усилий.

• Усилить меры эпиднадзора с целью уменьшения доли летальных случаев среди населения и времени между обнаружением и изоляцией заболевших и внедрения генетического секвенирования в реальном времени для лучшего понимания динамики передачи заболевания.

• Должны быть быстро реализованы оптимальные стратегии вакцинации, которые оказывают максимальное воздействие на борьбу с вспышкой, как это рекомендовано Стратегической консультативной группой экспертов ВОЗ (SAGE).

• Усилить меры по профилактике внутрибольничных инфекций, в том числе проведение систематического картирования медицинских учреждений, обеспечение адресности мер по контролю и профилактике инфекций, и осуществлять постоянную поддержку этих учреждений посредством мониторинга и постоянного руководящего надзора.

Для соседних стран:

• Странам, подверженным риску, следует срочно провести работу с партнерами, чтобы повысить свою готовность к выявлению и ведению завозных случаев заболевания, включая проведение картирования медицинских учреждений и активного эпиднадзора на предмет того, что в течение отчетного периода не было зарегистрировано ни одного случая заболевания, представляющего интерес.

• Странам следует продолжать картировать перемещения населения и социологические модели поведения, которые могут помочь предсказать риск распространения заболевания.

• Следует повысить уровень информированности о рисках и меры по вовлечению населения, особенно в пунктах въезда.

• В качестве непосредственного приоритета для обеспечения готовности, странам, подверженным риску, следует предоставить разрешения на применение экспериментальных лекарственных средств и вакцин.

Для всех стран:

• Ни одна страна не должна закрывать свои границы или устанавливать какие-либо ограничения на поездки и торговлю. Такие меры обычно осуществляются из страха и не имеют научной основы. Они подталкивают перемещение людей и товаров к неофициальным пунктам пересечения границы, которые не контролируются, тем самым увеличивая вероятность распространения заболевания. Самое главное – это то, что эти ограничения могут также поставить под угрозу местную экономику и негативно повлиять на меры по осуществлению реагирования с точки зрения безопасности и логистики.

• Национальным органам следует сотрудничать с авиакомпаниями и другими транспортными и туристическими отраслями с тем, чтобы они не превышали рекомендации ВОЗ в отношении международных перевозок.

• Комитет не считает необходимым проведение скрининга в аэропортах или других портах въезда за пределами региона.

Генеральный директор одобрил рекомендации Комитета и выпустил их в качестве Временных рекомендаций, в соответствии с ММСП (2005 г.), для уменьшения масштабов международного распространения Эболы с вступлением в силу 17 июля 2019 года. Генеральный директор поблагодарил членов Комитета за их рекомендации и просил вновь провести оценку этой ситуации в течение 3 месяцев.

Более подробно ознакомиться с заявлением Комитета на английском языке можно по адресу: https://www.who.int/ihr/procedures/statement-emergency-committee-ebola-drc-july-2019.pdf

Состав Комитета Международных медико-санитарных правил (2005 г.) по чрезвычайной ситуации в связи со вспышкой болезни, вызванной вирусом Эбола в Демократической Республике Конго: https://www.who.int/ihr/procedures/ebola-2019-april-ec-members-biographies/en/

Вернуться к списку