ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ КАЧЕСТВА

12 ноября 2020

Всемирный день качества (World Quality Day)  отмечается во многих странах мира во второй четверг ноября по инициативе Европейской организации качества и при поддержке Организации Объединенных Наций.  Этот день был учрежден в 1990 году. Цель – повышение значения высокого качества товаров и услуг, а также активизация деятельности, направленной на привлечение внимания к проблеме некачественной продукции на мировом рынке. Речь идет не только о безопасности товаров для человека и окружающей среды, но и о степени удовлетворённости запросов и ожиданий потребителей. В этом году Всемирный день качества отмечается 12 ноября.

Важно: права потребителей при обнаружении в товаре недостатков определены в ч.1 ст.18 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать:

  • замены на товар этой же марки (модели и (или) артикула));
  • замены на такой же товар другой марки (модели и (или) артикула)) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • остановки исполнения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы (по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками).

При этом потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

  • обнаружение существенного недостатка товара;
  • нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;
  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Согласно ч.5 ст.18 Закона, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные ст. 20, 21 и 22 Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с её проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Маркировка пищевых продуктов. Как выбрать качественные продукты?

Маркировка пищевого продукта – это любые сведения, обозначения, рисунки или знаки, которые относятся к пищевому продукту и присутствуют на упаковке, этикетке или другом виде носителя, сопровождающем пищевой продукт.

Продукты питания, производимые в России или импортируемые из других стран, должны иметь обязательную маркировку, в которой содержится основная информация о товаре.

Доведение до заинтересованных субъектов всех необходимых сведений о товаре закреплено в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (далее — Регламент). Настоящий Регламент разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в республиках Беларусь, Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.

Действие Регламента не распространяется на пищевую продукцию, которая производится организациями общественного питания для потребления на месте производства, а также продукцию, произведенную физическими лицами в личных подсобных хозяйствах не для целей осуществления предпринимательской деятельности.

Регламент устанавливает требования к пищевой продукции, находящейся в обращении на единой территории Таможенного союза, в части её маркировки и в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации их прав на получение достоверной информации о товаре. Предусмотренная Регламентом маркировка должна быть нанесена на русском языке и на государственном языке страны-члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов Таможенного союза.

Согласно Регламенту, на маркировке упакованного пищевого продукта обязательно должно быть указано:

  • наименование, состав, количество;
  • дата изготовления, срок годности и условия хранения;
  • наименование и место нахождения изготовителя, а также в случае необходимости наименование и местонахождение уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера;
  • рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе по приготовлению пищевой продукции в случае, если её использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей;
  • показатели пищевой ценности;
  • сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генномодифицированных организмов (ГМО);
  • единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.

Важно: при выборе пищевой продукции необходимо внимательно изучить маркировку товара. Как правило, важные для потребителя сведения содержатся в информации о составе продукта. Перечень ингредиентов должен быть представлен в порядке уменьшения их массовой доли на момент её производства. В составе продукта могут быть указаны компоненты, вызывающие аллергические реакции или противопоказания при отдельных видах заболеваний. Не требуется указывать состав пищевой продукции у свежих фруктов и овощей; уксуса, полученного из одного вида продовольственного сырья; пищевой продукции, состоящей из одного компонента при условии, что её наименование позволяет установить наличие этого компонента.

Потребителю также необходимо ознакомиться с условиями хранения продукта до и после вскрытия упаковки, так как его качество и безопасность могут измениться. Немаловажно узнать и о пищевой ценности продукта. В этом случае изготовитель обязан предоставить информацию о калорийности, количестве белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. При этом маркировка товара должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной, и не вводить в заблуждение потребителей.

Выбирая пищевые продукты, потребитель должен придерживаться простых правил:   

  • отказаться от приобретения пищевых продуктов у случайных лиц и в местах несанкционированной торговли;
  • не покупать пищевые продукты без маркировки – информации о дате изготовления, сроке годности, условиях хранения, наименовании изготовителя, составе;
  • проверить целостность упаковки;
  • перед покупкой провести органолептическую оценку цвета, запаха, консистенции товара, а также целостности его упаковки (при её наличии).

ВНИМАНИЕ! По поручению Правительства РФ в 2016 году Роспотребнадзором был создан портал государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей, ГИР ЗПП, где можно ознакомиться с информацией о правильном выборе качественных товаров и услуг, о маркировке товара, а также с решениями судов по вопросам защиты прав потребителей.

 

Вернуться к списку