Судебная практика по исковым заявлениям, подготовленным сотрудниками Консультационного центра для потребителей

26 февраля 2019

В Консультационный центр для потребителей обращаются потребители не только для получения бесплатной консультации, но и для составления претензий, а также исковых заявлений.

После направления (вручения) потребителем претензии, подготовленной сотрудниками Консультационного центра, и получения её продавцом/исполнителем, последний, в большинстве случаев, удовлетворяет заявленные требования. Но бывают моменты, когда предприниматель (юридическое лицо) отказывает в удовлетворении заявленных в претензии требований. В этом случае для восстановления своих нарушенных прав потребитель вынужден обращаться в суд, для чего также поручает составление искового заявления специалистам Консультационного центра.

При составлении искового заявления, помимо основного требования о восстановлении нарушенных прав (например, расторжение договора и возврат уплаченных денежных средств за товар с недостатком), также заявляются требования:
- о возмещении судебных расходов (составление претензии и искового заявления и др.);        
- о выплате неустойки (пени) предусмотренной действующим законодательством РФ «О защите прав потребителей»;
- о компенсации морального вреда, предусмотренного ст. 15 Закона «О защите прав потребителей»;  
- штраф в пользу потребителя в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, предусмотренный ч. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителя);
- возмещение иных расходов, связанных с восстановлением нарушенных прав потребителя.

Благодаря грамотно оказанной консультации и грамотно составленным Консультационным центром документам – претензии и исковому заявлению, суды принимают решение в пользу потребителя – присуждают взыскать все предъявленные суммы и восстановить нарушенное право (например, расторгнуть договор).

Примеры судебных решений:

1.                     Потребителем у продавца – ООО «Рандеву» (далее – продавец) приобретены кроссовки, в ходе непродолжительной эксплуатации которых выявлен недостаток – отклеилась подошва на правом кроссовке. По данному факту потребитель обратился к продавцу с требованием о возврате уплаченных денежных средств за товар с недостатком. Продавцом была проведена проверка качества товара (экспертизу продавец не проводил), в ходе которой он установил, что подошва оторвалась из-за неправильной эксплуатации обуви, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Потребитель не согласился с позицией продавца и провёл независимую экспертизу товара с выдачей экспертного заключения. Согласно указанному заключению экспертом выявлен производственный недостаток товара, т.е. недостаток товара, который возник из-за нарушений технологии производства обуви, а не из-за нарушений условий эксплуатации.

После проведения экспертизы и с учётом выводов эксперта потребитель повторно обратился к продавцу с требованием о возврате уплаченных денежных средств за товар с недостатком. Продавцом в удовлетворении требований также было отказано.

В связи с вышеизложенным потребитель для восстановления своего нарушенного права был вынужден обратиться к мировому судье, путём подачи искового заявления, подготовленного сотрудниками Консультационного центра.

По указанному исковому заявлению мировым судьёй судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Перми принято решение от 15.01.2019г. по делу № 2-21/2019, согласно которому договор между потребителем и продавцом расторгнут и присуждено взыскать с продавца:

- стоимость обуви с недостатком;
- неустойку (пеню) за нарушение срока удовлетворения требований потребителя;
- компенсацию морального вреда;        
- штрафа в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя;
- судебные расходы по оплате экспертизы и по оплате искового заявления.

Таким образом, нарушенное право потребителя было восстановлено и ему возмещены все убытки и выплаты, положенные действующим законодательством.

2.                     Потребитель заключил договор с исполнителем – АНО «Образовательный центр изучения иностранных языков «Спик Ап» (далее – исполнитель) на возмездное оказание услуг по изучению иностранного языка. Условиями заключенного договора предусмотрено его расторжение – если заявление о расторжении подано потребителем до момента начала занятий, то потребителю возвращается вся уплаченная за занятия сумма, расторжение договора происходит путём подписания соглашения о расторжении.

Статьёй 32 Закона «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

На следующий день после заключения договора потребитель был вынужден отказаться от оказания образовательных услуг, о чём вручил исполнителю письменное заявление (заявление вручено до начала первого занятия) в порядке, утверждённым сторонами в договоре. При этом каких-либо затрат, связанных с исполнение договора, исполнитель не понёс – доказательств наличия каких-либо затрат исполнителем потребителю (а в последствии и в суд) не представлено.

Исполнитель в нарушение требований действующего законодательства РФ «О защите прав потребителей» и условий договора вернул потребителю только часть уплаченной за занятия суммы, соглашение о расторжении не подписал.

Потребитель не согласился с позицией исполнителя и направил ему досудебную претензию, подготовленную сотрудниками Консультационного центра, в которой потребовал возврата оставшейся части суммы за занятия. Исполнитель отказал в удовлетворении заявленных в претензии требований.

Кроме того, из-за отказа исполнителя от своевременного расторжения договора и возврата уплаченной суммы за услуги в полном объёме потребитель понёс убытки, связанные с выплатой процентов по кредитному договору, заключенному для оплаты образовательных услуг.

В связи с вышеизложенным потребитель для восстановления своего нарушенного права был вынужден обратиться в городской суд, путём подачи искового заявления, подготовленного также сотрудниками Консультационного центра.

Согласно решению Александровского городского суда Пермского края
по делу № 2-15/2018 договор между потребителем и исполнителем расторгнут и присуждено взыскать с продавца:

- оставшуюся часть денежных средств за услуги;

- убытки в виде уплаты процентов за пользование кредитом;
- компенсацию морального вреда;        
- штрафа в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя;
- судебные расходы по оплате претензии и по оплате искового заявления.

Таким образом, нарушенное право потребителя было восстановлено и ему возмещены все убытки и выплаты, положенные действующим законодательством.

Вернуться к списку