Результаты работы Консультационного центра и консультационных пунктов для потребителей в Пермском крае по тематике Всемирного дня потребителей

28 февраля 2019

Всемирный день прав потребителей проводится ежегодно 15 марта начиная с 1983 года, а с 1994 года отмечается и в Российской Федерации. Его тематику определяет Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International - CI) и в 2019 году он проходит под девизом «Trusted Smart Products» - Цифровой мир: надежные смарт-устройства.

Цифровые технологии уже третий год подряд формируют тематику Всемирного дня прав потребителей. В 2018 году этот день проходил под девизом «Making digital marketplaces fairer» - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными», в 2017 году в качестве девиза был предложен слоган «Consumer Rights in the Digital Age» - «Потребительские права в цифровую эпоху».

Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во всё возрастающем количестве потребительских товаров.

К смарт-устройствам традиционно относится так называемая «умная электроника»: смартфоны, носимые фитнес-трекеры, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы, розетки и т.п. Такие смарт-продукты отличаются тем, что имеют функции подключения к Интернету и они непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные о потребителях и потребительском поведении. В мире в настоящее время насчитывается 23,1 миллиарда смарт-устройств, что превышает число людей в три раза.

Появление «умных» технологий приносит много возможностей для потребителей, однако существуют серьезные причины для беспокойства: отсутствие безопасности или обнаружение всевозможных сетевых уязвимостей или утечек информации, нарушение конфиденциальности личных данных и нераскрытие информации о рисках, а также отсутствие ясности в отношении того, кто несет ответственность при возникновении возможных убытков.

По итогам работы Консультационного центра и консультационных пунктов для потребителей ФБУЗ «ЦГиЭ в Пермском крае» за 2018 г. 11 % обращений граждан (815 из 7678) связано со смартфонами, т.е. устройствами, имеющими функцию подключения к Интернету.

Большую часть проблемных вопросов в рассматриваемых случаях можно было бы избежать, при лучшей осведомленности граждан о своём праве на информацию, о потребительских свойства данного вида товаров, которое они могли реализовать до передачи денежных средств.

Материалы по тематике Всемирного дня потребителей в 2018 г. опубликованы на сайтах Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», сайтах органов местного самоуправления и местных СМИ по следующим темам:

- «Возврат технически сложного товара при выявлении недостатка»;

- «Права потребителей при электронных способах оплаты»;

- «Права потребителя, заказывающего обед через интернет»;

Также сотрудники Консультационного центра для потребителей принимали участие в следующих мероприятиях:

- круглый стол «Опыт применения Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в рамках цифровизации общества», организованном ГКУ «Госюрбюро Пермского края» (25.10.2018 г.).

- выступление в СМИ – радиостанция ВГТРК-Пермь, программа «Гость в студии», сюжет «Защита прав потребителей в цифровую эпоху» (11.10.2018).

- тематическая «горячая линия» Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю «Защита прав потребителей при пользовании услугами такси и каршеринга» (с 05.11.2018 г. по 19.11.2018 г.).

Предстоящий Всемирный день прав потребителей будет хорошим поводом еще раз обратить внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен прежде всего учитывать разносторонние интересы потребителей: это и право на качество и безопасность «умной электроники», и право знать о том, как собирается, обрабатывается и используется личная информация.

Вернуться к списку