ОСТОРОЖНО продавцы на дому

17 марта 2020

В Консультационный центр для потребителей поступают обращения граждан, к которым нечестные и недобросовестные продавцы приходят домой и предлагают приобрести «чудо» товары, в т.ч. массажеры, пылесосы, очистители, ионизаторы воды, косметика, «исцеляющие» БаДы и другие товары.

Мало того, что указанные товары такие продавцы продают намного дороже их реальной стоимости в обычных магазинах, так зачастую они не соответствуют обещаниям, которые дают нечестные продавцы. В дополнение ко всему такой товар в большинстве случаев обладает низким качеством изготовления и ломается в первые же дни использования.

Жертвами недобросовестных продавцов в первую очередь становятся пожилые люди, так как они максимально подвержены постороннему влиянию, которым они могут предложить существенную скидку, специально для пенсионеров. Также они могут сообщить потребителю (и не только пенсионеру), что только сегодня и только сейчас проходит акция, в рамках которой также предоставляется существенная скидка, и что эта акция, например, длится только в течении текущего часа.

В большинстве случаев такие продавцы действуют по одной схеме обмана:

В дверь стучится молодой парень или девушка (в основном возраст 25-30 лет) и начинается процесс продажи. Сначала рассказывают о компании, которую они представляют – рассказывают, что она уже давно существует и имеет высокую репутацию; либо открылся новый магазин рядом с домом покупателя и в честь открытия они ходят по домам и приглашают на открытие магазина, а также предлагают приобрести товар по существенной скидке в честь открытия; либо их компания принципиально не продает товары в магазине, чтобы не делать наценку из-за аренды помещения. Пенсионерам также могут сообщить, что они ходят от службы социального обеспечения и предлагаю купить якобы необходимые товары опять же по социальной (низкой) цене.

После рассказа о компании постепенно переходят к презентации и рекламе самих товаров. Если товар имеет отношение к медицине (БаДы, массажеры и др.) параллельно задают вопросы про здоровье – если узнают, что у потребителя что-то болит, то чудесным образом, предлагаемый им товар, поможет избавиться именно от этой боли. Для продажи товаров продавцы могут рассказывать, что это ограниченная серия и вы вряд ли такой товар еще сможете купить, т.к. он продается только здесь и сейчас, что такой товар не продается в обычных магазинах (хотя тот факт, что товар не продается в обычных магазинах, может свидетельствовать о том, что он не может пройти сертификацию для продажи на территории РФ).

Для того, чтобы обезопасить себя от приобретения товаров у недобросовестных продавцов, необходимо соблюдать несколько нехитрых правил.

1. Согласно действующему законодательству в сфере защиты прав потребителей при продаже товаров продавец обязан довести до сведения потребителя информацию о себе – наименование своей организации либо ФИО ИП, место нахождения (адрес) и режим работы, а также информацию о товаре - сведения об основных потребительских свойствах товаров, цену в рублях и другую необходимую информацию.

Таким образом, узнайте у продавца всю возможную информацию о нём, а именно как называется организация или ФИО ИП, где они находятся. По возможности проверьте указанную информацию любым доступным способом, в т.ч. и через интернет, чтобы узнать, действительно ли указанный продавец находится по названному адресу, а также какие о нём отзывы.

2. При осуществлении разносной торговли представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за её оформление, и печатью продавца (при наличии печати), с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце.

Следовательно, если к Вам домой пришли продавать какой-либо товар, потребуйте указанную личную карточку представителя продавца, и проверьте в т.ч. полноту её заполнения.

3. Для того чтобы не заплатить за товар завышенную цену, постарайтесь узнать цену на такой же или подобный товар в других магазинах, в т.ч. в интернет-магазинах, и сравните эти цены. Нередко продавцы на дому втридорога продают товар, заказанный из Китая за копейки на популярных китайских интернет сайтах.

4. Сообщите, что Вам надо подумать над их предложением (в т.ч. и над ценой) и попросите прийти их в другой день либо сообщите, что сами их пригласите как будете готовы к покупке у них товара, а сами в это время посоветуйтесь с близкими, родственниками или знакомыми.

Необходимо помнить, что Вы не можете просто так отказаться от купленного ненужного Вам товара и потребовать возврата уплаченных денег за него. Также не является основанием для расторжения договора завышенная в разы цена, т.к. в настоящее время порядок ценообразования на товары законодательством РФ не регламентирован и продавец вправе устанавливать любую цену на свои товары (даже завышать её в разы при покупке за копейки). Однако Законодательство РФ предусматривает несколько возможностей для возврата или обмена товара.

1.                     Согласно ст.ст. 9, 10 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) продавец обязан своевременно (до момента продажи товара) предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре, обеспечивающую возможность их правильного выбора, которая в обязательном порядке должна содержать в т.ч. наименование продавца, адрес его нахождения; цену в рублях и условия приобретения товара; сведения об основных потребительских свойствах товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара, а также другую необходимую информацию дл продаваемого товара.

В соответствии со ст. 12 Закона если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения других убытков.

Следовательно, если продавец перед или в момент продажи Вам товара не предоставил необходимую информацию и/или сообщил недостоверную информацию Вы вправе отказать от покупки, а если уже купили товар – потребовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных за товар денежных средств.

2.                     В случае, если Вы обнаружили недостаток в купленном товаре, то в соответствии со ст. 18 Закона Вы вправе:      

- потребовать замены на товар этой же или другой марки (модели, артикула);

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены (потребовать скидку);

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара (гарантийный ремонт);

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

3.        В случае, если купленный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, то в силу ст. 25 Закона Вы вправе в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки, обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен. При этом обмен такого товара возможен, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. Если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

Таким образом, если купленный товар Вам не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, Вы вправе его обменять при соблюдении условий в вышеуказанном абзаце, и только в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения Вы вправе потребовать возврата уплаченных денежных средств за него.

Исходя из сложившейся судебной практики для предъявления одного из вышеуказанных требований (как по не предоставлению информации, так и по недостатку) потребителю необходимо направить продавцу письменную претензию (заявление, требование) путём её вручения лично с проставлением отметки о принятии, содержащей дату, ФИО, должность и подпись принявшего лица (не лишним будет поставить печать продавца), либо направить заказным письмом с уведомлением с описью вложения по юридическому и фактическому (при наличии) адресам продавца.

В случае отказа продавца от удовлетворения Ваших требований, и при не урегулировании разногласий в досудебном порядке, Вы вправе в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса РФ разрешить возникший имущественный спор в судебном порядке.

В соответствии со ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации либо жительства или пребывания истца.

Потребители по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В исковом заявлении Вы вправе также потребовать возмещение судебных расходов, компенсацию морального вреда, а также уплату штрафа в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, предусмотренный ч. 6 ст. 13 Закона.

Вышеуказанные советы также помогут, если к Вам подошли на улице и предложили купить товар.

Для получения консультации по вопросам, возникающим из отношений между потребителем и продавцом Вы можете обратиться в Консультационный центр для потребителей по телефону (342) 236-48-77, 239-33-94, либо на личном приеме по адресу г. Пермь, ул. Куйбышева, 50а, каб. 110, 112.

Вернуться к списку