Обслуживание населения общественным транспортом осуществляется на основании Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее-Закон РФ «О защите прав потребителей»), Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (ФЗ от 08.11.2007 № 259), Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, уствержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила).
Перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам (регулярные перевозки в границах поселения) осуществляются с использованием городских автобусов различных типов и категорий, а также электрического транспорта (троллебус, трамвай).
Движение транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок производится по расписанию. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Расписание размещается во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, в которых предусмотрена обязательная остановка транспортного средства (п.п.5,7 Правил).Согласно п.10 Правил в расписаниях должно указываться местное время.
Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.
Транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, должны иметь указатели маршрута регулярных перевозок, наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок (п.п.29,30 Правил), а также указывается полное или краткое наименование перевозчика (п.36 Правил).
Оплата услуг
Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. Билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении N 1 к Правилам. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов (п.п.42,43 Правил).
Защита прав пассажиров, пользующихся услугами общественного транспорта
Договор перевозки (билет) является договором на оказание услуг, к нему применимы общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей» о праве на качество, безопасность, своевременную и надлежащую информацию об оказываемой услуге.
Права потребителя при оказании услуги ненадлежащего качества установлены ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»,в соответствии с которойперевозчику могут быть предъявлены по выбору потребителя требования о безвозмездном устранении недостатков; соответствующем уменьшении цены услуги, возмещении понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами; о расторжении договора и полном возмещении убытков, если обнаруженные недостатки существенные или не были устранены исполнителем в назначенный срок.
Кроме того, потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему из-за недостатков оказанной услуги.
Следует знать, что претензии по качеству услуг могут быть предъявлены по факту их обнаружения, в ходе оказания услуги по перевозке, либо по завершению оказания услуги.
Особенности и сроки предъявления претензий по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом устанавливаются ФЗ от 08.11.2007 № 259, а именно: к претензии необходимо приложить документы, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии, или их копии, заверенные в установленном порядке. Перевозчики обязаны рассмотреть предъявленные им претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии (ст.40 ФЗ от 08.11.2007 № 259).
Право потребителя на безопасность оказываемой услуги закреплено ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей». Ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков оказанной услуги устанавливается в параграфе 3 главы 59 ГК РФ и ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно данным нормам, причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме.
Право на компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, регламентировано ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Статьи 8, 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливают право потребителя на своевременную, полную и достоверную информацию об исполнителе и оказываемой услуге, обеспечивающую возможность ее правильного выбора. Перевозчик обязан довести до сведения потребителей свое полное наименование, место ее нахождения, режим работы, информацию о лицензии. Данная информация должна предоставляться на русском языке .
Информация об услугах должна обязательно содержать правила их оказания, эффективного и безопасного использования, сведения об их потребительских свойствах (п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Ответственность перевозчика за не предоставление надлежащей информации определяется ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей». Так, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора вышеуказанную информацию, он вправе потребовать от исполнителя возмещения причиненных в связи с этим убытков, или если в связи с недостоверной информацией приобретенная услуга не обладает необходимыми потребителю свойствами - потребовать возврата уплаченной суммы и иных убытков.