Особенности маркировки алкогольной продукции

25 января 2019
В настоящее время на территории Российской Федерации на алкогольную продукцию установлены требования к маркировке в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (далее-ТР ТС 022/2011), Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ).

Маркировка алкогольной продукции подразумевает под собой информацию о пищевой продукции, нанесенной в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку или на этикетку, прикрепленную к такой упаковке.

В соответствии с п.7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ под алкогольной продукцией следует понимать пищевую продукцию, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 % объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Согласно п.3. ст.11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации должна сопровождаться информацией на русском языке и содержать сведения о:

  • наименовании алкогольной продукции;

  • цене алкогольной продукции;

  • наименовании производителя (юридическом адресе);

  • стране происхождения алкогольной продукции;

  • сертификации алкогольной продукции или декларировании ее соответствия;

  • государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать;

  • объеме алкогольной продукции в потребительской таре;

  • наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;

  • содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению;

  • дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования;

  • содержании этилового спирта (в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 7 % объема готовой продукции в 100 миллилитрах данной продукции и в объеме потребительской тары);

  • вреде употребления алкогольной продукции для здоровья.

На основании пп.1 п.1 ч.4.1. ст.4 ТР ТС 022/2011 также предусмотрены требования к маркировке алкогольной продукции. На этикетке или потребительской упаковке должны содержаться основные сведения:

  • наименование пищевой продукции;

  • состав пищевой продукции. Обязательным требованием для маркировки – содержание на упаковке или этикетке надписи «Состав»;

  • количество пищевой продукции;

  • дата изготовления, срок годности и условия хранения продукции;

  • наименование и место нахождения изготовителя;

  • показатели пищевой ценности;

  • единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с п.2 ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

  • алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются в государственном органе, уполномоченном Правительством Российской Федерации;

  • алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Постановлением от 21 декабря 2005 года № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» (далее - Постановление) установлены правила маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками. Исходя из данного нормативного документа данные марки должны наносится размером 90 х 26 мм на алкогольную продукцию с надписью:

  • "Крепкие спиртные напитки" (содержание этилового спирта от 25%);
  • "Водка" (содержание этилового спирта от 38-56%);
  • "Коньяк" (содержание этилового спирта от 40%);
  • "Спиртные напитки (содержание этилового спирта от 40% свыше 9 до 25%);
  • "Спиртные напитки (особые)" (содержание этилового спирта от 25%);
  • "Коньяк (особый)" (содержание этилового спирта от 25%) и другие виды продукции.


Вернуться к списку