О требованиях санитарного законодательства к радиационному контролю металлолома (организациям, осуществляющим деятельность по заготовке и реализации металлолома)

11 апреля 2019

С целью предупреждения возникновения радиационных аварий и инцидентов при обороте металлолома Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю напоминает о требованиях санитарного законодательства, предъявляемых к радиационному контролю металлолома при осуществлении деятельности по его заготовке и реализации.

В соответствии с п. 34 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов подлежит лицензированию.

В рамках лицензирования/лицензионного контроля указанной деятельности устанавливается наличие у соискателя лицензии/лицензиата условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 г. № 369 и Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 г. № 370 (далее – Правила).

Правила имеют ссылку на то, что производственный радиационный контроль металлолома должен осуществляться в установленном порядке и в соответствии с установленными требованиями.

Требования к осуществлению производственного радиационного контроля установлены в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.6.1.993-00 «Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома» (далее -  СанПиН 2.6.1.993-00), соблюдение которых контролируют органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор).

Обращаем внимание, что данные санитарные правила содержат более жесткие требования к радиационному контролю металлолома, отличающиеся от лицензионных. В частности, требования СанПиН 2.6.1.993-00 предусматривают:

- обязательное осуществление радиационного контроля металлолома при его приемке, при подготовке партии металлолома к реализации и перед реализацией загруженных металлоломом транспортных средств по требуемым показателям (при этом, радиационный контроль подготовленного к реализации металлолома должен проводиться лабораториями, аккредитованными на право проведения соответствующих измерений);

- наличие согласованного с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, порядка (программы) проведения производственного радиационного контроля металлолома;

- осуществление радиационного контроля на территории площадок и помещений, предназначенных для размещения металлолома, перед началом их эксплуатации;

- внесение результатов производственного радиационного контроля в специальный журнал (рекомендуемая форма приведена в приложении 1 к СанПиН 2.6.1.993-00), а не в книгу учета приемосдаточных актов, наличие  которой предусмотрено требованиями Правил обращения с ломом и отходами металлов и их отчуждения.

Подробно последовательность и методика проведения радиационного контроля металлолома описана также в методических указаниях МУК 2.6.1.1087-02 «Радиационный контроль металлолома», утвержденных и введенных в действие Главным государственным санитарным врачом РФ 04.01.2002 г.

Без каких-либо ограничений по радиационной безопасности допускается к использованию на территории Российской Федерации только те партии металлолома, которые согласно п. 3.4 СанПиН 2.6.1.993-00 отвечают следующим требованиям:

- максимальное зарегистрированное значение мощности эквивалентной дозы гамма-излучения вблизи поверхности (за вычетом вклада природного фона) не превышает 0,2 мкЗв/час,

- отсутствуют локальные источники ионизирующего излучения,

- отсутствует поверхностное загрязнение альфа- и бета- активными радионуклидами.

Неукоснительное и полное соблюдение вышеуказанных требований обеспечит достоверность наличия либо отсутствия радиоактивного загрязнения металлолома, минимизирует риск возникновения угрозы причинения вреда здоровью и жизни граждан.

Вернуться к списку