Гигиена предметной среды. Мебель.

11 февраля 2019

В современной школе проблемы здоровья и образования тесно переплетаются. Плохое здоровье ограничивает возможности получения полноценного образования, равно как и дефекты образовательного процесса приводят к невосполнимым потерям здоровья.

Правильное оснащение учебно-воспитательных учреждений учебной мебелью и рациональное ее использование имеет большое значение для поддержания правильной рабочей позы, хорошей работоспособности, профилактики нарушений осанки и зрения, а, следовательно, сохранения здоровья подрастающего поколения.

Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, основываются на современных данных антропологии, гигиены, физиологии и направлены на гармоничное физическое развитие детей, выработку правильной осанки, длительное сохранение работоспособности, профилактику нарушений зрения и отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата.

Мебельная продукция должна соответствовать ТР ТС 025/2010 «О безопасности мебельной продукции», должна быть изготовлена таким образом, чтобы при ее применении по назначению и при условии соблюдения правил, предусмотренных эксплуатационными документами, она была безопасной для здоровья детей, обеспечивая:

- санитарно-гигиеническую (безвредность для здоровья) и химическую безопасность, в том числе устойчивость рабочих и фасадных поверхностей мебели к действию моющих и дезинфицирующих средств;

- соответствие размеров мебели длине тела и пропорциям ребенка.

Химическая безопасность мебельной продукции должна обеспечиваться отсутствием выделения в окружающую среду летучих химических веществ из изделий мебели в количествах, которые могут оказывать прямое или косвенное неблагоприятное воздействие на организм ребенка с учетом совместного действия всех выделяющихся веществ. При эксплуатации мебели не должны выделяться химические вещества, относящиеся к первому классу опасности, а содержание остальных веществ не должно превышать допустимые уровни миграции в воздушную среду. При выделении из мебели нескольких вредных химических веществ, обладающих суммацией действия, сумма отношений концентрации к их предельно допустимой концентрации не должна превышать единицу. Мебель, используемая в образовательных учреждениях должна обеспечивать возможность проведения влажной дезинфекции рабочих и фасадных поверхностей во избежание роста и развития микрофлоры (особенно патогенной). После дезинфекции химическими реагентами не должно быть видимых изменений поверхности (высокостойкие поверхности) или возможно возникновение едва заметных изменений в блеске или цвете поверхности (стойкие поверхности).

Необходимо также следить за соответствием размеров мебели длине тела и пропорциям ребенка. Так как наиболее характерной рабочей позой ученика является «поза сидя» (наименее эргономически утомительной вследствие наличия дополнительной точки опоры, которой является сиденье), то и гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, в первую очередь касаются размеров столов и стульев. Положение «сидя» наименее утомительно только лишь при соответствии размеров мебели росту и пропорциям тела ребенка.

Парты, столы и стулья должны иметь фабричную цифровую маркировку. На нижних поверхностях крышки стола и сиденья стула указывают в числителе группу, а в знаменателе диапазон роста детей, для которых предназначена мебель.

На видимых наружных поверхностях столов, парт и стульев для учреждений образования (кроме средних специальных и высших учебных заведений) должна быть нанесена цветовая маркировка в виде круга, хорошо видимая со стороны прохода между рядами. Цветовая маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм соответствующего цвета, наносится на боковые поверхности ученического стола и стула (либо на задней части спинки стула) непосредственно потребителем (кроме демонстрационных столов и столов для учителей). Допускается нанесение цветной маркировки, выполненной печатным способом с самоклеющейся основой. В любом случае способ нанесения цветной маркировки должен обеспечивать еѐ длительную сохранность.

Оборудование образовательных учреждений должно быть безопасным для организма учащихся, должно соответствовать возрастным биологическим особенностям детского организма и функциональному назначению в зависимости от специфики учреждения.

Размеры мебели и ее маркировка в общеобразовательных учреждениях:

Номера мебели

по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки

края стола, обращенного к

ученику, по

ГОСТу 11015-93

(в мм)

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

1

1000 - 1150

460

Оранжевый

260

2

1150 - 1300

520

Фиолетовый

300

3

1300 - 1450

580

Желтый

340

4

1450 - 1600

640

Красный

380

5

1600 - 1750

700

Зеленый

420

6

Свыше 1750

760

Голубой

460

Размеры мебели и ее маркировка в дошкольных учреждениях:

Группа роста детей (мм)

Группа мебели

Высота стола (мм)

Высота стула (мм)

до 850

00

340

180

свыше 850 до 1000

0

400

220

с 1000 - 1150

1

460

260

с 1150 - 1300

2

520

300

с 1300 - 1450

3

580

340

с 1450 - 1600

4

640

Вернуться к списку