Электросчетчики. Правила и порядок замены приборов учета

6 февраля 2019

Когда у потребителей возникает потребность замены счетчика (электросчетчик вышел из строя; закончился срок его службы; технически устарел, либо потребитель захочет для экономии средств установить много тарифный прибор учета), то потребители часто задаются вопросом, как и за чей счет, производится такая замена.

Техническое обслуживание и замена электросчетчиков регламентируется следующими законными актами:

- Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 210,543);

- Жилищный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ;

- Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 N 102-ФЗ;

- Постановление правительства Российской Федерации от 13 августа 2006г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

В зависимости от места расположения прибора учета (внутри квартиры или на лестничной площадке в подъезде) ответственность за состояние и правильную работу может нести собственник жилого помещения или управляющая организация.

Согласно постановлению правительства РФ № 491, счетчики электрической энергии, расположенные на лестничных площадках в подъездах многоквартирных домов, являются общедомовой собственностью. Соответственно, все работы и расходы по замене электросчетчиков должны производиться управляющей организацией. Но стоит отметить, что закон оговаривает возможность оплаты работ собственником квартиры, если такое положение прописано в договоре между собственником и управляющей организацией.

В том случае если квартира является муниципальной, а проживающие в ней нанимателями, то согласно Гражданскому кодексу РФ замена счетчика и оплата работ должна производиться муниципальными властями.

Следует отметить, что зачастую управляющие организации, а так же поставщики энергоресурса требую оплачивать замену с ответственного нанимателя, мотивируя это тем, что сам он является абонентом.

В приватизированной (приобретенной) квартире собственник жилого помещения должен обеспечивать сохранность и целостность электросчетчиков, а так же их обслуживание.

Замена вышедших из строя, устаревших или не подходящих по принятым нормативам электросчетчиков является обязанностью собственника жилого помещения, соответственно и расходы ложатся на собственника такого помещения.

Владелец частного дома полностью оплачивает расходы по замене вышедшего из строя электросчетчика. В том случае если пользователь проживает в муниципальном частном секторе, то порядок замены счетчика такой же как и в не приватизированной квартире.

При замене электросчетчика существуют определенные правила, которые следует соблюдать.

Так при нарушении порядка замены и опломбирование можно получить штраф или же будет произведен переучет оплаченной энергии по максимальному тарифу за последние три года.

При обращении потребителя к поставщику электроэнергии, он обязан в 10-дневный срок направить специалиста-электрика и произвести замену электросчетчика. Следует обратить внимание, что данное правило распространено на те счетчики срок работы которых согласно паспортным данным истек или приборы учета устарели.

При обнаружении неисправности собственник должен обратиться к поставщику электрической энергии, написав заявление на выезд специалиста, указав адрес и признаки поломки, специалист должен проверить опломбировку и техническое состояние прибора, а в дальнейшем при необходимости уже стоит производить замену этого счетчика.

Внимание не стоит самостоятельно пробовать починить прибор учета, так как если будут нарушены пломбы изготовителя прибора и контролирующей организации, это может повлечь за собой штрафные санкции.

При замене счетчика самостоятельно Вам следует получить официально разрешение от поставщика электрической энергии, а снятие пломбировки старого счетчика производить в присутствии специалиста от управляющей организации. Таким образом советуем Вам придерживаться следующего алгоритма:

1. обратиться к поставщику электрической энергии и получить разрешение на замену прибора учета электроэнергии;

2. получить справку для приобретения счетчика в магазине;

3. получить разрешение на снятие пломбировки в управляющей организации;

4. выбрать подходящий счетчик разрешенный поставщиком электрической энергии и технологически подходящий для замены старого;

5. работы производятся электриком (присланным поставщиком электрической энергии), либо любой другой, но в таком случае обязательное требование иметь 3 группу по электробезопасности;

6. демонтировать старый счетчик, при этом его следует сохранить для проверки данных специалистом поставщика электрической энергии;

7. устанавливаете новый счетчик и убеждаетесь в правильной его работе;

8. вызвать контролера для поверки и опломбирования (для этого обратиться в управляющую организацию или поставщику электрической энергии). В том случае пока не будет произведена опломбировка счетчик будет считаться не введенным в эксплуатацию.

Если инициатором замены электросчетчика является поставщик электрической энергии, то собственнику жилого помещения высылается уведомлении о необходимости произвести замену прибора учета и предписывается приобрести счетчик и оплатить услуги по его установке.

После установки нового счетчика и его опломбирования собственнику выдают акт о пломбировании, который следует предоставить в управляющую организацию или поставщику электрической энергии для корректного расчета предоставленной электроэнергии.

Следует обязательно сохранить паспорт нового электросчетчика, в котором указана дата заводской проверки на пригодность изделия, и техпаспорт, в котором указывается периодичность проверок прибора.

Таким образом, если электросчетчик расположен на лестничной площадке, либо проводится в муниципальном жилье, то замена прибора учета является прерогативой управляющей или энергетической компании.

Если же счетчик установлен в квартире собственника, то замена прибора обойдется ему в значительную сумму, а при работах при демонтаже и установке нового прибора следует соблюдать строгие правила, указанные выше.

Вернуться к списку