Как проводится мониторинг качества воды
Как проводится мониторинг качества воды
22 ноября 2024
Как проводится мониторинг качества воды

Рассказываем обо всех этапах контроля.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Роспотребнадзор постоянно осуществляет мониторинг за качеством водоснабжения в Российской Федерации. В 2023 году было отобрано и исследовано более 2,1 млн проб воды из систем централизованного водоснабжения, включая воду источников питьевого централизованного водоснабжения (более 393,3 тыс. проб), водопроводов (свыше 209,3 тыс. проб), распределительной сети (более 1,4 млн проб).

Кроме органов и организаций Роспотребнадзора, мониторинг за обеспечением населения качественной питьевой водой ведут юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие централизованные системы холодного водоснабжения, включая забор, очистку и распределение питьевой воды абонентам, в том числе на отдельных объектах таких систем в рамках производственного контроля.

Качество питьевой воды оценивается на различных этапах.
1. В водоисточнике
Для оценки качества питьевой воды важное значение имеют данные об источнике. Информация о динамике качества воды водоисточника необходима для оценки антропогенного загрязнения воды и/или влияния сезонных факторов, формирующих неблагоприятное качество воды водоисточника, а также оценки эффективности очистки воды в системе холодного водоснабжения в целом с учетом применения наиболее эффективных методов водоподготовки.

2. Перед подачей воды в распределительную сеть
Информация о качестве воды в данной точке характеризует эффективность проведенных мероприятий по приведению качества воды в соответствие с гигиеническими нормативами, позволяет судить о дополнительных факторах, появляющихся в ходе технологической обработки (хлорирование, озонирование и др.), и является основой для комплексной оценки соответствия качества водопроводной воды требованиям гигиенических нормативов, необходимости проведения дополнительных мероприятий по повышению эффективности водоподготовки.

3. В распределительной сети, включая кран потребителя
Информация о качестве питьевой воды в этих точках позволяет оценить возможность изменения ее качества за счет процессов, происходящих в водоводах наружных и внутренних сетей.

В рамках федерального проекта «Чистая вода» Роспотребнадзором реализован механизм информирования граждан, органов государственной и исполнительной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления о качестве питьевой воды в режиме онлайн посредством создания информационной системы «Интерактивная карта контроля качества питьевой воды в Российской Федерации», куда в настоящее время вносятся сведения о результатах исследования питьевой воды, выполненные в рамках социально-гигиенического мониторинга и контрольных (надзорных) мероприятий.

Испытательные лабораторные центры Роспотребнадзора осуществляют контроль качества питьевой воды непосредственно из внутренней распределительной сети многоквартирных жилых домов. В течение 2023 года исследовано 399 866 проб (2022 г. – 308 539) проб на санитарно-химические и 518 419 проб (2022 г. – 378 440) проб на микробиологические показатели.

Качество питьевой воды из распределительной сети в 2023 году улучшилось и доля проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, снизилась с 15,48 % в 2014 году до 12,00 % в 2023 году, по микробиологическим показателям – с 3,73 % до 2,60 % соответственно. Доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из централизованных систем водоснабжения, составила 88,59 %, что выше уровня целевого показателя, предусмотренного федеральным проектом «Чистая вода» на этот год (88,1 %). Количество дополнительных ассоциированных с качеством питьевой воды случаев заболеваний населения снизилось на 15,5 %, случаев смертности – на 18,2 %.

С 1 сентября 2024 года вступили в силу изменения в «Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды» (постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2024 № 130 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»).

В соответствии с внесенными изменениями организация, осуществляющая водоснабжение, обеспечивает ежемесячную передачу в территориальный орган Роспотребнадзора сведений о результатах лабораторных исследований и испытаний проб воды в точках контроля из источников водоснабжения (если в отношении воды, забранной из такого источника, не осуществляется водоподготовка), перед подачей воды в распределительную сеть и в распределительной сети, указанных в программе производственного контроля, согласованной с территориальным органом Роспотребнадзора и утвержденной руководителем организации, осуществляющей водоснабжение.

С целью оптимизации работы по выполнению новых требований, Роспотребнадзором разработаны методические рекомендации МР 2.1.4.0351-24 «Рекомендации по сбору и обобщению результатов лабораторных исследований и испытаний проб воды в точках контроля, указанных в программе производственного контроля», описывающие алгоритм передачи и сбора сведений о результатах лабораторных исследований и испытаний проб воды в точках контроля из источников водоснабжения.

Данные методические рекомендации будут полезны не только сотрудникам органов и организаций Роспотребнадзора, но и индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим эксплуатацию централизованных систем холодного и (или) горячего водоснабжения.

Передача результатов производственного контроля позволит оперативно информировать население и органы федеральной и местной власти о качестве питьевой воды.

Больше полезной информации по санитарной безопасности и профилактике опасных заболеваний на сайте санщит.рус.