Возврат технически сложного товара при выявлении недостатка.

В структуре обращений граждан, поступающих в Консультационный центр и консультационные пункты, преобладают обращения потребителей по вопросам продажи технически сложных товаров и мобильных телефонов.

В связи с чем, Консультационный центр разъясняет правовые особенности возврата технически сложного товара продавцу.

Технически сложный товар можно определить, как непотребляемую и не ограниченную в обороте вещь, относящуюся к предметам техники со сложным внутренним устройством. Но, не все товары, подходящие под это описание, являются технически сложными, поэтому, Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 утвержден полный перечень технически сложных товаров, в который могут вноситься изменения.

Технически сложный товар можно вернуть при обнаружении в нем недостатка.

Необходимо понимать, что подразумевается под  недостатком товара. Так, в преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) закреплено, что недостаток товара это:

– несоответствие обязательным требованиям, предусмотренным законом;

– несоответствие условиям договора;

– несоответствие целям, для которых товар обычно используется;

– несоответствие целям, о которых продавец был поставлен в известность;

– несоответствие образцу и (или) описанию.

Рассмотрим подробно некоторые пункты. К несоответствию обязательным требованиям, как правило, относится заводской брак. А также, подобные недостатки обычно проявляются в процессе эксплуатации.

Несоответствие целям, о которых продавец был уведомлен доказать сложно, так как зачастую потребитель оговаривает их устно (они нигде не зафиксированы), в процессе выбора товара.

Отступление от выбранного Вами образца будет являться продажей товара ненадлежащего качества. Помимо несоответствия образцу, товар может не соответствовать артикулу, спецификации, по количеству и многим другим критериям.

При обнаружении в технически сложном товаре недостатка, по общему правилу ст. 18 Закона, у потребителя есть право:

– потребовать замены на товар этой же марки или на такой же товар другой марки  с соответствующим перерасчетом покупной цены;

– потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

– потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

– отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Но стоит иметь в виду, что такие требования как замена товара и расторжение договора купли продажи в отношении технически-сложного товара могут быть реализованы в течение 15 дней со дня передачи технически сложного товара потребителю. По истечении 15 дней, те же требования могут быть удовлетворены продавцом только в случаях:

– обнаружения существенного недостатка товара,

– когда нарушены сроки устранения недостатков товара (согласно п. 1 ст. 20 Закона, срок устранения недостатков товара не может превышать 45 дней);

– когда невозможно использовать товар в совокупности более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения его различных недостатков.

Рассмотрим, что входит в понятие существенный недостаток товара.

Во-первых, это неустранимый недостаток. Недостаток, который невозможно устранить при проведении мероприятий по его устранению, приводящий к невозможности использования.

Во-вторых, это недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени. Недостаток, расходы, на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара. В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом. Недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный 45 днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, – время, превышающее минимальный срок, необходимый для устранения данного недостатка.

В-третьих, это недостаток, который выявляется неоднократно (более 1 раза), проявляется вновь после его устранения, другие подобные недостатки.

Свое требование продавцу (одно из вышеперечисленных) Вы вправе заявить в устной форме, но Консультационный центр рекомендует сделать это в письменной форме в виде претензии путём её направления заказным письмом с уведомлением с описью вложения по юридическому и почтовому (при наличии) адресам исполнителя, либо путём её вручения лично с проставлением на Вашем экземпляре отметки о принятии, содержащей дату, ФИО, должность, подпись лица её принявшего.

В претензию желательно включить:

1) упоминание о желании присутствовать на проверке качества товара и экспертизе причин возникновения недостатка;

Наличие недостатка в товаре желательно зафиксировать в письменной форме (акт приемки-передачи). В нем должно содержаться подробное описание внешнего вида товара в момент передачи. Необходимо обязательно указать все царапины, сколы, трещины, потертости и др. Также вносится недостаток, который послужил поводом для предъявления претензии продавцу. Кроме того, в претензии ставится подпись представителя торговой организации, удостоверяющая приёмку товара и подтверждающая наличие недостатка. Данный акт составляется в двух экземплярах, один из которых остаётся у продавца, а второй у покупателя.

2) требование доставить крупногабаритный товар и товара весом более 5 кг силами и за счёт продавца или о возмещении потребителю расходов, связанных с доставкой и (или) возвратом.

Обращаем внимание потребителей на то, что согласно ст. 22 Закона требования, заявленные в претензии, подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня предъявления.

При отказе продавца от удовлетворения требований потребитель в добровольном порядке вправе обратиться за судебной защитой своих прав.

Совет! В претензии указывать одно конкретное требование (например, о возврате денег). А также, если Вы не требуете ремонта – свое нежелание с ремонтом.

Особенности интернет продажи.

Приобретая технически-сложный товар через интернет-магазин, вы имеете право отказаться от покупки до момента доставки и в семидневный срок с момента получения товара. При этом не требуется объяснения причин возврата. В случае если у товара, приобретенного в интернет-магазине, выявится недостаток, нужно действовать согласно ст. 18 Закона.

Для получения более подробной информации о порядке направления заявления продавцу, а также для помощи в его составлении Вы можете обратиться в Консультационный центр для потребителей по телефону 236-48-77, 239-33-94, либо на личном приеме по адресу г. Пермь, ул. Куйбышева, 50а, каб. 110, 112.